Северная, нечетная сторона улицы Кооперативной расположена на месте бывшей стены дополнительного острога (или острожка), пристроенного с южной стороны к «старому» острогу (старой крепости). В конце XVII века под стенами дополнительного острога развернулась торговля сеном.

Одновременно началась застройка прилегающего к острогу ра­йона; им в то время была улица, именуемая Подолом. Она проходила с запада на восток и начиналась от будущей Университетской, на углу которой в то время стояла Наугольная башня, а недалеко от нее к востоку — Троицкая башня. Первое название улицы — Подол, но с момента начала застройки ее стали называть Сенной — по основному занятию ее обитателей, торговавших сеном (с 1804 г. официальное название). Постепенно Сенная продвигалась на восток (расти на запад ей не давала река Харьков, протекающая в то время несколько севернее современного русла и делающая при этом петлю в районе нынешней Рыбной площади), к тому же сено сюда везли с Захарьковских слобод. Потому улица продолжилась до района нынешнего Харьковского моста, где слилась с Московской.

От Сенной в разные стороны отходили, согласуясь с условиями рельефа, извилистые улочки, переулки и тупики. Сама она была застроена с обеих сторон лавками или кузнечными рядами. В 1762 году после сильного пожара кузнечные ряды были отнесены южнее, на окраинную часть Подола, где образовалась Кузнечная улица (название «Подол», ранее относившееся к Павловской площади и нынешней ул. Кооперативной, постепенно перешло на весь район до р. Харьков; нынешним Подолом правильно считать территорию от южной границы Павловской площади до р. Харьков).

Дальнейшая застройка города соединила Сенную улицу с Кузнечной переулками, имеющими уже правильную форму.

В середине ХІХ века изменилось назначение улицы: в ее западной части после изменения русла реки Харьков открыли Рыбный базар. Рыбу привозили главным образом из Ростова по Харьковскому мосту и далее по ул. Сенной (к тому времени ее уже называли Рыбной). Улица застраивалась каменными зданиями — домами рыбопромышленников. В районе Костюринского переулка действовали торговые рыбные ряды.




В 1846 году улица была замощена.

В столичный период она получила название Кооперативной, которое было связано с работавшим здесь в доме №10 Правлением Харьковского центрального рабочего кооператива (Церабкоопа), созданного в первые годы нэпа. С 1930 года это здание занял финансово-экономический институт, в послевоенное время он свою деятельность не возобновил.

В конце 1930-х годов улица вновь сменила название: ей было присвоено имя Лаврентия Берии, в то время руководителя НКВД (Наркомата внутренних дел СССР). В июле 1953 года после расстрела Л.П. Берии как «врага народа» улице вернули прежнее название.

Любопытную и вполне вероятную историю приводит С. Цыпин в книге «Харьков в байках и анекдотах». Одна из жительниц Винницы имела родственников, проживавших в Харькове по ул. Лаврентия Берия. Во время сообщений прессы и радио о разоблачении его как «агента международного империализма», эта женщина как раз собиралась отправить своим родственникам в Харьков письмо, но сообразила, что новое название улицы ей еще неизвестно. Поразмыслив, она написала на конверте адрес: «г. Харьков, центр, бывшая улица этого гада Л.П. Берия, дом №…».

Застройка нечетной стороны улицы была сильно изменена при пробивке Московского проспекта через Армянский переулок к площади Конституции. Многие дома, с которыми связана история развития улицы, на этом участке от Харьковского моста до пер. Короленко были снесены (всего 7 домов).

Четная сторона улицы сохранилась лучше.

Среди домов, интересных с точки зрения архитектуры и истории, следует отметить офисное здание (дом №6/8) первой половины ХІХ века, построенное архитектором М.А. Бабкиным. В 1908–1911 годах здание реконструировал архитектор В.Н. Покровский.

Дом №10 возведен в 1915 году архитектором И.И. Загоскиным для Общества взаимного кредита мелких промышленников; ныне в нем находится гидрометеорологический техникум. Прежде на этом месте был дом, где в 1860 году работали землемерно-таксаторские курсы; в 1861 году в этом доме были открыты дополнительные классы 1-й гимназии, на базе которых в 1862 году образована 3-я гимназия, позже переведенная на ул. Гоголя. После того в доме разместился Волжско-Камский банк, переехавший в 1907 году на нынешнюю площадь Конституции в новое здание.

Здание, где размещается «Харьковоблэнерго», построено по проекту архитектора Д.Р. Торубарова в 1930-е годы. При этом для постройки были использованы в разной мере части стоявших ранее на этом месте пяти или шести небольших домов, в частности дома Общества взаимного кредита приказчиков.

Сразу за упомянутым зданием стоит дом №18 (1889 г.; архитектор И.П. Гинш), в последующие годы надстроенный на два этажа.

Привлекают внимание заезжие дома №24 и 26 (1840-е годы, архитектор А.А. Тон), выдержанные в формах русского классицизма. Восточную часть улицы (у Харьковского моста) отличают большие дворы у зданий. Во дворе дома №24 в конце ХIX века размещалась фотография А. Дарре, а в начале ХХ века — типография М.Ф. Зильберберга. В доме №28 в начале ХХ века работала типография И.М. Аничкина. В доме №32 в то же время была частная женская гимназия М.Е. Поповой.

Улица Кооперативная и параллельная ей Кузнечная по сути являются основными улицами Подола. Кроме них, здесь расположено множество переулков: Лопатинский, Троицкий, Костюринский, Плетневский, Соляниковский. Особо следует выделить Подольский переулок (бывшую ул. Гамарника), который выходил на Подольский мост и был одной из основных транспортных артерий Подола.

Двухэтажный дом (архитектор А.-М.А. Томсон), где ныне функционирует детская музыкальная школа №10, принадлежал с момента его постройки в 1882 году купцу Н.Е. Серикову (этот дом находится по нечетной стороне ул. Кооперативной между переулками Костюринским и Короленко; его номер по ул. Кооперативной — 11, а по пер. Короленко — 1).

Первая линия узкоколейного трамвая, открытая в Харькове 3 июля 1906 года, проходила от улицы Петинской (ныне Плехановской) по Нетеченской, выходила на Подольский мост, а затем шла по переулкам Подольскому и Костюринскому. Так что не все время Подол был тихим районом.

Если исключить ул. Кооперативную, где селились в основном купцы, то в остальном Подол населяли преимущественно ремесленники.

Переулок Лопатинский. Соединяет улицу Кооперативную с правым берегом реки Харьков, пересекая при этом ул. Кузнечную и пер. Соляниковский. Некоторое время именовался Телефонной улицей. Это название, очевидно, связано с тем, что в Троицком храме, расположенном напротив переулка, в советский период работал телефонный завод. Застройка состоит из небольших 1–2-этажных домов ХIХ века. Образован немного позже Кооперативной улицы. Интересен с точки зрения архитектуры дом под номером 4 (конец ХІХ в.; архитектор неизвестен).

Из других зданий по переулку можно выделить жилые дома №5, где до 1917 года была гостиница «Швейцария», и дом №6, где в тот же период размещалась гостиница «Олимпия».

Переулок Троицкий. Соединяет Павловскую площадь (имеет выход к площади под аркой жилого дома №8) с Кузнечной улицей, пересекая при этом Кооперативную. Один из старейших переулков города, ровесник Кооперативной. С начала ХІХ века назывался Троицкой улицей, позже — Троицким переулком. В 1936–1953 годах — пер. Политэмигрантов и Горийский (переулком Политэмигрантов он назывался потому, что в доме №8 в ранний советский период находился клуб политэмигрантов).

До ноября 2015 года переулок носил имя И.Н. Дубового (1896–1938) — советского военного деятеля.

В ноябре 2015 года переулку возвращено первоначальное название — Троицкий, которое объясняется тем, что на пересечении переулка с ул. Кооперативной стояла некогда Троицкая проездная башня дополнительного острога. Деревянная церковь, выстроенная тут в конце ХVII столетия, тоже называлась Троицкой.

Вместо деревянной церкви в 1758 году заложен, а в 1764 году освящен новый каменный Троицкий храм, который, однако, вскоре был признан маловместительным и снесен. В 1862 году на его месте построили новый просторный храм во славу Святой Единосущной и Живоначальной Троицы (архитектор А.И. Подьяков). В советские годы он был закрыт, а здание использовалось по совершенно иному назначению. Сегодня храм возвращен верующим и реконструируется. В 2009 году взамен утраченной выстроена новая колокольня.

Жилой дом под номером 2 построен в 1913 году архитектором М.Л. Мелетинским. В 1915 году в этом доме находилась лечебница мочеполовых болезней, принадлежавшая докторам А.А. Гефтеру и В.Н. Евдокимову.

Из прочих зданий по переулку нужно отметить дом №12, построенный в 1916 году архитекторами П.П. Рудавским и А.И. Гороховым для телефонной станции, которая и поныне в нем расположена.

Переулок Плетневский. Возник одновременно с площадями вокруг старого острога. Соединяет Павловскую площадь с ул. Кузнечной, пересекая при этом ул. Кооперативную. Одно время именовался улицей Молчанкина, Молчановским переулком.

Роман Плетнев — харьковский промышленник, купец 3-й гильдии, владелец медеплавильного и молотобойного завода, гласный городской думы. Завод Р. Плетнева был основан в Харькове в 1826 году.

Застройка переулка в основном двухэтажная. Из зданий здесь интересен дом номер 5, построенный в начале ХХ века для общества взаимного кредита (архитектор неизвестен); до 1917 года в этом доме работала женская гимназия Л.М. Черняковской, позже в нем размещалась средняя школа №95 и финансовый техникум. С 2007 года здесь расположен филиал Украинского госуниверситета экономики и финансов.

Жилой дом №7 в 1916 году возведен архитектором А.М. Гинзбургом для сахарозаводчика Цейтлина, ныне здесь работает детская больница №24.

По четной же стороне в конце ХІХ века по проекту неизвестного архитектора построен небольшой особняк (дом №12), ныне это жилой дом.

Переулок Костюринский. Небольшой переулок, соединивший Павловскую площадь в районе переулка Армянского с улицей Кооперативной. В прошлом — улица Красные Ряды, переулок Жана Жореса. Застройка переулка в основном двухэтажная. Он возник, как и Плетневский, одновременно с площадями Конституции и Павловской.

Привлекает внимание дом №1, построенный в начале ХХ века неизвестным архитектором для Шведского королевского консульства; в настоящее время его занимает Харьковская городская стоматологическая поликлиника №4, а до того в начале ХХ века здесь размещалась лечебница известного в Харькове профессора-отоларинголога С.Г. Сурукчи.

Своим названием переулок обязан размещенным здесь в прошлом торговым лавкам купеческой семьи Костюриных.

Сергей Кондратьевич Костюрин (1818–1870) — глава семьи, купец 1-й гильдии, занимался виноторговлей. В 1847–1849 гг. — гласный городской думы. С 1853 года — Харьковский городской голова, в течение двух 3-летних сроков возглавлял городское самоуправление.

На свои средства выстроил двухэтажное здание уездного училища по ул. Сумской севернее храма Жен-Мироносиц (до сегодняшнего дня здание училища не сохранилось).

С.К. Костюрин слыл колоритной фигурой в среде российского купечества, именно к нему в гости дважды приезжал известный российский драматург А.Н. Островский, а сам С.К. Костюрин стал прототипом некоторых персонажей его пьес.

Переулок Подольский. Берет начало от ул. Кооперативной и ведет к Подольскому мосту, пересекая при этом ул. Кузнечную. Имеет большое транспортное значение для этого района города. В застройке переулка нет ничего для Подола необычного. Тем не менее, обращает на себя внимание здание в стиле модерн (дом №11; 1913 г.; архитектор В.И. Беггров). После Второй мировой войны в этом доме размещалась военная картографическая часть.

В 1804 году получил название Подольской улицы, а с середины XIX века — Подольского переулка; некоторое время носил имя героя французской революции Жана Марата (с 1936 по 1945 гг.), после чего ему было возвращено прежнее название. С 1968 носил имя Я.Б. Гамарника (1894–1937) — советского партийного, государственного и военного деятеля. Название «Подольский» вновь возвращено переулку решением Харьковского горсовета в ноябре 2015 года.

В доме №2 по Подольскому переулку в начале ХХ века работала частная мужская гимназия. Именно эту гимназию закончил молодой Исаак Дунаевский, в будущем известный композитор.

Сейчас в упомянутом выше здании работает гидрометеорологический техникум.

Деревянный Подольский мост был построен в 1889–1890 годах. 3 июля 1906 года по мосту прошел первый харьковский трамвай. Мост обеспечил Подольскому переулку выход на левый берег р. Харьков. Был разрушен в период оккупации города, восстановлен в 1965 году.

Переулок Соляниковский. Возник в середине ХVIII века одновременно с ул. Кузнечной. Проходит параллельно улицам Кооперативной и Кузнечной от Лопатинского переулка до Подольского. В прежние годы именовался сначала Набережной улицей, а затем Набережным переулком. Застройка переулка типична для проездов Подола — одно-, двух- и трехэтажные дома. Наибольший интерес представляет одноэтажный жилой дом №4, построенный в первой половине ХІХ века неизвестным архитектором.

В доме №12 до 1917 года работала типография «Утро» купца А.А. Жмудского.

На углу переулков Соляниковского и Подольского под №15/12 стоит вполне современное здание, в котором при всем желании невозможно опознать бывшую синагогу, называвшуюся в свое время Подольской, или Соляниковской. В 1929 году в бывшей синагоге открыли Клуб культпросвета, позже — Клуб промкооперации. Последующие переделки здания настолько исказили и «осовременили» его внешний облик, что теперь трудно поверить в то, что оно выстроено еще в 1911 году (архитектор М.Л. Мелетинский).

Улица Кузнечная. Возникла в конце XVII века. Начала формироваться в 1762 году, когда на ее восточную часть перенесли с ул. Кооперативной кузнечные ряды, которые и дали название улице. В то время она проходила параллельно Кооперативной и упиралась с обеих сторон в берега р. Харьков. Сейчас улица ограничена ул. Университетской на западе и переулком Кузнечным на востоке. Характер застройки улицы ничем не отличается от остальных улиц Подола.

В 1893 году был построен Кузнечный мост через р. Харьков, связавший улицы Кузнечную и Руставели (бывшую Михайловскую, Яковлева). До постройки моста на этом участке реки находилась плотина (гребля) с двумя водяными мельницами, которые называли Барабашовскими. Мельницы окружал район, застроенный убогими домами, — Бессаловка. Вид этого района был настолько непривлекательным, что перед приездом в Харьков в 1835 году императора Николая I была сделана специальная декорация, закрывшая вид на Бессаловку. В 1853 и 1893 годах улица страдала от больших наводнений.

До постройки моста связь между берегами реки осуществлялась по Барабашовской плотине (гребле).

После Второй мировой войны моста через реку Харьков в этом районе уже не существует.

Прежние названия улицы — Лопатинская (так называлась некоторое время часть улицы от Подольского пер. до Университетской) и Буденного (в годы советской власти). Кузнечный переулок, как бы продолживший бывшую улицу Буденного, назывался переулком им. 1-й Конной Армии.

Нечетную сторону улицы открывает трехэтажное здание Центрального диспетчерского пункта (ЦДП) троллейбусов, построенное в 1975 году у разворотного троллейбусного круга. На участке улицы Кузнечной от переулка Подольского до улицы Университетской осуществляется одностороннее движение троллейбусов от проспекта Гагарина к ЦДП, а в обратную сторону двустороннее движение троллейбусов ограничено переулком Лопатинским.

В доме №4 по ул. Кузнечной в начале ХХ века работала главная контора и правление компании швейных машин «Зингер». В 1915 году в городе Харькове было 7 магазинов этой компании: один из них — на месте универмага «Центральный» на Павловской площади.

По четной стороне улицы обращает на себя внимание дом №24 — караимская кенасса (караимский молитвенный дом), построенная архитектором Б.С. Покровским в 1893 году (караимы — народ Крыма, исповедующий иудаизм). В период советской власти здание было значительно искажено перестройкой. В 1929 году тут был клуб-музей «Воинствующий безбожник», затем автотранспортный техникум, а потом транспортная организация. В 2006 году здание возвращено верующим.

Кроме этого здания, по улице интересен жилой дом №26, построенный в начале ХІХ века (архитектор неизвестен).

Недалеко от места примыкания улицы к Кузнечному переулку вправо от нее отходит Кузнечный въезд, отделяющий жилую и промышленную зону улицы, тянущуюся далее по четной стороне вдоль реки Харьков до Кузнечного переулка. По Кузнечному въезду под номером 3 находится выстроенное в послевоенные советские годы здание школы №10.

Переулок Кузнечный соединяет улицы Кузнечную и Кооперативную с Московским проспектом в районе Харьковского моста, в том месте, где на правом берегу р. Харьков стоит построенное в послевоенные годы здание кинотеатра «Москва» (пр. Московский, 20). Сейчас в этом здании находится Культурный центр «ХХI век».

Первая харьковская электростанция мощностью 400 кВт начала работу в 1897 году; она находилась в конце восточной стороны улицы, в районе бывшего Кузнечного моста.

В 1911–1912 годах по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля рядом было построено новое здание электростанции (разрушено в 1941–1943 гг.). По правому берегу реки к зданию была проложена подъездная железнодорожная ветка. Перед началом строительства метрополитена эта ветка, в то время уже не действующая, была убрана.




Земельный участок бывшей электростанции находится в ведении АК «Харьковоблэнерго»; ограждение участка закрывает выход улицы к берегу р. Харьков, где раньше существовал Кузнечный мост.

Б.М. Красовицкий в своих воспоминаниях указывает, что для первой харьковской электростанции в свое время купили в Турции подержаную турбину, которую харьковчане именовали не иначе как «турчанкой». В первое время «турчанка» из-за различных неполадок зачастую оставляла город на час-два без света.

Завершая описание харьковского Подола, нужно отметить, что эта уютная и по-своему уникальная часть города сегодня очень запущена. Многие дома здесь представляют определенный интерес, и при надлежащем уходе за ними район может стать туристически привлекательным.

Улицы и переулки Подола

навигация


X

Pin It on Pinterest

X