Улица Евгения Котляра (бывшая Александровская, Красноармейца, Красноармейская) расположена западнее всех улиц, пересекающих Полтавский Шлях. Она проходит от Полтавского Шляха до Большой Панасовской и является, по сути, восточной стороной Привокзальной площади. Еще в ХХ веке она доходила только до Чеботарской (далее начиналась зона промышленной застройки),

а к концу века была продлена через промзону до Большой Панасовской. Трамвайная линия, проложенная по этому участку, значительно упростила связь с районами улиц Большой Панасовской и Клочковской.

Возникла улица во второй половине ХІХ века одновременно со строительством железной дороги и первоначально называлась Александровской, как и часовня у выхода этой улицы к Привокзальной площади, построенная в 1885–1886 годах архитектором С.И. Загоскиным в память о безвременно погибшем императоре Александре ІІ. В советское время она была вначале улицей Красноармейца, а позже — Красноармейской. В ноябре 2015 года улица названа именем Н.С. Конарева (1927–2007) — министра путей сообщения СССР в 1982–1991 годах, а в мае 2016 года ее переименовали в честь Е.Н. Котляра.

Евгений Николаевич Котляр (1980–2014) родился в Харькове, по специальности — промышленный альпинист, активист экологической общественной организации «Зеленый фронт». Состоял в 3-й сотне Самообороны Майдана. Убит около 11 часов утра 20 февраля 2014 года во время перестрелки на ул. Институтской в г. Киеве, когда прикрывал щитом и уводил раненых. Герой Украины (посмертно).

Привокзальная площадь тоже сформировалась во второй половине ХІХ века. До появления улицы и площади этот район назывался Архиерейской левадой. По этой леваде вдоль подножья Холодной горы была проложена Курско-Харьково-Азовская железная дорога. Первый поезд прибыл в Харьков в 1869 году, затем дорогу проложили до Лозовой, далее до Никитовки (Донбасс) и на юг. В 1874 году первый поезд прибыл уже в Севастополь.

В 1870 году в Харькове на Архиерейской леваде были построены каменные здания управляющего железной дорогой и первый железнодорожный вокзал — небольшой, двухэтажный, поэтому почти сразу его пришлось расширить (1874 г.; архитектор С.И. Загоскин), а затем и капитально перестроить.




Благодаря умелым действиям архитектора Ю.С. Ца­уне и участвовавших в ре­конструкции вокзала архи­текторов С.И. Загоскина, Д.А. Шпиллера здание вокзала (1901 г.) получилось не только красивым — оно было выполнено в стиле нео­ренессанса, роспись интерьеров осуществил художник М.Р. Пест­риков — но и очень функциональным, что в большой мере способствовало превращению Харькова в крупнейший железнодорожный узел России. Д.И. Багалей писал о нем: «Новое строение вышло очень удачным: оно, безусловно, красиво и снаружи, и внутри, и настолько широко, что сейчас Харьковский вокзал есть одним из наиболее больших сооружений такого рода в России».

В это время в восточной части будущей Привокзальной площади образовался стихийный рынок, возле которого сосредоточились большие склады железа и угля, тут же находилась паркетная фабрика купца Н. Компанийца. Сейчас на этом месте стоит жилой дом по ул. Евгения Котляра, 8/10. На площади также было расположено депо №2 конно-железной дороги.

В 1900 году благоустройство площади было закончено.

Практически на углу современных улиц Благовещенской и Евгения Котляра в конце 1870 года открылась железнодорожная школа для подготовки «второстепенных техников» железнодорожной службы, в 1875 преобразованная в железнодорожное училище; на месте нынешнего Дома быта была привокзальная гостиница «Универсаль» (в советское время — «Восток»), ничем не уступающая заграничным и столичным оте­лям. Здание гостиницы разрушено во время Второй мировой войны, а здание училища снесено в 1950-х годах при реконструкции площади.

Северная часть улицы Евгения Котляра застраивалась всевозможными железнодорожными складами. На этой улице в 1911 году по проекту архитектора А.И. Ржепишевского был выстроен жилой дом №4, где ныне размещаются различные учреждения.

В 1914 году по проекту архитекторов А.И. Дмитриева и Д.С. Ракитина на Привокзальной площади было возведено здание Управления ЮЖД (тогда Управление Южных казенных железных дорог), строительством руководил инженер П.П. Роттерт, впоследствии построивший Госпром. Пятиэтажное здание с внутренними дворами (ул. Евгения Котляра, 7) выдержано в строгих неоклассических формах и занимает на площади центральное место. Интересно, что в харьковских газетах того времени не раз высказывалось сожаление из-за уничтожения «чудного» сада, который убрали в 1911 году в связи с началом строительства этого здания.

В 1927–1929 годах на Привокзальной площади по проекту архитектора А.Г. Мордвинова с применением железобетонных конструкций выстроено здание Главного городского почтамта (ныне — 52-е отделение связи), которое сегодня является памятником архитектуры эпохи конструктивизма. Интересно, что ранее это место на площади рассматривалось в качестве варианта для размещения здания Госпрома.

В 1925–1936 годах по проекту архитектора А.Н. Бекетова на восточной стороне ул. Евгения Котляра на участке между улицами Благовещенской и Славянской возведены жилые (литерные) дома №8/10, окончательно сформировавшие облик улицы и площади.

Короткая Славянская улица соединяет ул. Евгения Котляра и Привокзальную площадь с ул. Малиновского.

В начале 1920-х годов Привокзальная площадь некоторое время носила имя харьковского революционера-железнодорожника А.Г. Скорохода. Александровская часовня на площади была снесена, на ее месте поставили памятник советскому политическому деятелю Л.М. Кагановичу, а площадь назвали его именем. В конце 1950-х годов стало известно о роли Л.М. Кагановича в организации политических репрессий 1930-х и начала 1950-х годов; тогда памятник снесли, а площадь снова стала Привокзальной.

Во время Второй мировой войны здание вокзала было разрушено. Восстановленное в 1952 году по проекту архитекторов Г.И. Волошина, В.С. Мезенцева и Е.А. Лымаря здание — это, по сути, новая постройка, в которую включены уцелевшие части прежнего вокзала. Таким образом, это третий по счету Харьковский вокзал. После разрушений восстановлено с некоторыми изменениями (уменьшен объем остекления) и здание Главпочтамта.

В конце 1950-х годов была достроена южная сторона здания Управления ЮЖД, которую осуществил, максимально сохранив при этом облик сооружения, архитектор В.Н. Фастовец. В результате Привокзальная площадь разделилась на две части: северную и южную. На южную часть, освобожденную от застройки между зданием Управления ЮЖД и ул. Полтавский Шлях, перенесен разворотный круг трамвая (первый трамвай появился на Привокзальной площади в 1921 году); там же устроена стоянка автомашин. Северную часть площади украшает уютный сквер с фонтанами. В 2002 году были проведены работы по его благоустройству, что сделало эту часть площади привлекательной не только для приезжих, но и для горожан.

В 1975 году на Привокзальной площади введена в действие станция метрополитена «Южный вокзал» Холодногорско-Заводской линии.




В 1978–1982 годах здание вокзала было достроено с южной стороны, сегодня оно занимает всю западную часть Привокзальной площади. В достроенном корпусе, кроме других служб, был открыта гостиница «Экспресс».

В 2001 году у западного фасада железнодорожного вокзала при выходе на 1-ю платформу установлен памятник герою романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» — отцу Федору. В одной руке этот персонаж держит чайник, чтобы набрать на вокзале горячей воды, а в другой — письмо жене, которое он собирался отправить в Харькове и где весьма уважительно отзывается о нашем городе. Автор памятника — скульптор А. Табатчиков — за основу скульптуры принял образ, воплощенный артистом Михаилом Пуговкиным в поставленном по сюжету романа кинофильме.

Улица Евгения Котляра. Привокзальная площадь

навигация


Pin It on Pinterest