Возникла в конце XVII начале ХVIII века, несколько позже Полтавского Шляха и Конторской. Начинается от улицы Рождественской, проходит параллельно Полтавскому Шляху и заканчивается у пересечения с улицей Евгения Котляра.

Первое название — Благовещенская (1804 г.) — она получила от Свято-Благовещенского храма, расположенного недалеко от начала улицы. После переезда с этой улицы института благородных девиц на Сумскую некоторое время она называлась Староинститутской. С 1922 года носила имя К. Маркса — основоположника научного коммунизма и вождя мирового пролетариата. В ноябре 2015 года улице было возвращено историческое название.

К середине XVIII века, как следует из плана города 1742 года, улица доходила до Дмитриевской, а к концу века продолжилась далеко на запад, пересекая улицу Малиновского (в то время — Тюремную).

В конце XVIII начале ХІХ века здесь строили дворянские усадьбы. С 1818 года на улице размещался институт благородных девиц. Этим и объясняется то обстоятельство, что уже в середине ХІХ века одной из первых в городе ее замостили и поставили для освещения 35 масляных фонарей.

С открытием железной дороги в 1869 году улица стала удобным путем к вокзалу, и ее участок от ул. Малиновского до ул. Евгения Котляра начал интенсивно застраиваться.

По улице сохранились здания ХІХ и начала ХХ века. Это преж­де всего бывший частный особняк под номером 15, построенный в 1909 году по проекту архитектора М.Ф. Пискунова в стиле барокко; ныне Дом детского творчества.

Под номером 17 — бывший особняк купца М.П. Соколова, построенный в 1899 году архитектором А.Н. Бекетовым в стиле неоренессанс; с 1924 года в нем работал диспансер, а ныне НИИ дерматологии и венерологии.

В доме №8 проживала семья известного харьковского мецената — купца 1-й гильдии К.П. Уткина.

Дом №20/14 — бывший частный особняк поручика Абазы, построенный в первой половине ХІХ века (архитектор неизвестен); дом интересен тем, что сохранился без искажения стиля — русского классицизма.




Дом №26 — интересный пример городской усадьбы, он построен в 1840-е годы (архитекторы, предположительно, Е.А. Васильев и А.А. Тон) для поручика артиллерии Дмитрия Хрущова. Спустя 10 лет дом купил ахтырский помещик Петр Альховский. Во второй половине ХІХ века происходило массовое разорение дворянских семейств, что не обошло и Альховских. Они были вынуждены перестроить свой дом и сдавать его в аренду — так шикарная барская усадьба превратилась сначала в доходный дом, а после 1917 года — в коммуналку. Несомненный интерес представляет фасад здания, обращенный во двор: он имеет характерный для городских дворянских усадьб высокий четырехколонный портик с балконом. А вот со стороны улицы вид здания искажен многочисленными перестройками.

Здание под номером 28 построено в 1908–1911 годах по проекту архитектора Б.Н. Корнеенко для цирка. Надежды его владельца, театрального предпринимателя Г.М. Муссури, на большие доходы от эксплуатации здания из-за собственных непродуманных действий не оправдались, и Муссури начал искать ему новое применение. Одно время он даже хотел устроить здесь скеттинг-ринк (в современном понимании — крытый хоккейный зал). В 1913 году здание переоборудовали под оперный театр, но акустика зала оказалась непригодной для оперы. В 1920-х годах здесь размещался театр «Муссури», режиссером которого был Н.Н. Синельников. Именно в этот период в труппе театра начал работать статистом Марк Нейман (1911–1969), в 1928 году он получил здесь свою первую роль и именно в этом театре прославился как Марк Бернес. В 1929 году Бернес покинул Харьков.

Здание обрело хозяина лишь в 1929 году — сюда переехал театр музыкальной комедии (в то время — театр им. Шевченко). До этого тут часто проходили различные партийные мероприятия. Неоднократные перестройки совершенно исказили внешний облик здания, изначально выдержанный в стиле модерн. Сейчас здание не используется.

Напротив театра «Муссури» до Второй мировой войны по ул. Благовещенской, 19 находился эстрадный театр «Буфф», в котором после 1917 года был открыт клуб «Знание», а затем «Юный ленинец», а после его переезда в здание бывшего Дворянского собрания на пл. Тевелева (ныне Конституции) размещался Дом инженерно-технических работников. Во время оккупации города этот дом был разрушен, а в построенном на его месте здании работает музыкальная школа-интернат.

Основная часть углового дома №21/14 расположена по ул. Дмитриевской, и сведения о нем приведены в описании этой улицы.

Далее по улице находится здание, в котором размещался институт благородных девиц. История его такова. В 1812 году в России отмечался подъем патриотизма и пробуждение общественных сил. Именно в этом году один из наиболее энергичных деятелей харьковского дворянства, писатель Г.Ф. Квитка-Основьяненко вместе с инициативной группой образовал в начале года Общество благотворения с целью учреждения в Харькове института, в котором бы воспитывалось 20 дочерей беднейших дворян Харьковской губернии, — по два человека от каждого уезда.

Институт открыли 10 сентября 1812 года, и на первых порах он ютился в наемных помещениях, пока его руководителям не пришла мысль отдать институт под Высочайшее покровительство императрицы Марии Федоровны, чему благоприятствовали посещения института и другими членами императорской семьи.

В 1818 году состоялось торжественное открытие преобразованного института, для которого были куплены два дома с дворовыми местами и садом, выполнены необходимые их перестройки, а внутри одного из домов сооружен храм Святой Магдалины. Количество воспитанниц достигало уже 100 человек. Институт обрел новый адрес — ул. Благовещенская, 25. Здесь он работал до 1839 года, т. е. до передачи ему здания по ул. Сумской.

Образование, полученное в институте, считалось средним.

Освободившиеся помещения института были переданы казармам гарнизона внутренней службы города. В 1869 году в них была открыта Александровская городская больница, своим названием она обязана спасению императора Александра II при покушении на его жизнь в Париже в 1867 году. Ныне это 1-я Харьковская городская клиническая больница.

За пересечением с Дмитриевской к четной стороне улицы Благовещенской выходил сад «Тиволи». В 1930 году в этой части сада было построено здание клуба-театра «Харчосмак» (впоследствии — Дворец культуры «Пищевик» имени 1-й Пятилетки; дом №32; архитектор А.В. Линецкий). Практически весь период своего существования «Пищевик» служил пристанищем для театров, вынужденных по тем или иным причинам временно оставить свое помещение. Здание, выполненное в стиле конструктивизма, очень пострадало во время войны, а после восстановления значительно утратило первоначальный архитектурный облик.




Далее Благовещенская пересекает ул. Малиновского, оставляя справа район бывшей Арестантской (Тюремной) площади. Эта площадь образована на территории бывшего Дмитриевского кладбища и большую ее часть занимала пересыльная тюрьма, переведенная сюда в начале ХIХ века с Театральной площади. Тюрьму на этом месте закрыли в 1970-е годы с началом строительства в Харькове метрополитена, но ее участок по-прежнему закрыт ограждением.

Участок ближе к улице Евгения Котляра застроен зданиями послевоенного периода взамен разрушенных войной; в этом районе Благовещенская утратила присущий ей облик ХІХ века.

В советское время по улице была проложена троллейбусная линия, связавшая Южный вокзал с центром города и ул. Сумской. В конце 1990-х годов ее демонтировали, т. к. она мешала автомобильному движению.В настоящее время движение троллейбуса на участке от ул. Малиновского до ул. Рождественской возобновлено.

Улица Благовещенская

навигация


X

Pin It on Pinterest

X