В конце XVII века начала застраиваться западная часть города (Залопань). Ее композиционной осью, стержнем, стала дорога, ведущая из Харьковской крепости на Полтаву, Киев, а позже и на Екатерино­слав (ныне — Днепр). Соответственно дорога именовалась Полтавской (с последней четверти XVII века), Киевской, Новороссийской, Екатеринославской (с 1804 г.). С 1919 года улица носила имя революционера-большевика Я.М. Свердлова. Впрочем, уже к концу ХХ века ей вернули одно из прежних названий.

Район, где проходит улица Полтавский Шлях, расположен в пойме р. Лопань, и организовать движение здесь было возможно лишь при условии постоянной борьбы с водой и грязью путем подсыпки, укрепления фашинником, сооружения гатей и т. п. Несмотря на интенсивную борьбу с водой, на улице оставалось озеро, которое подпитывалось водами, стекающими с северной оконечности Холодной горы и входило в цепь озер Залопани, бывших некогда руслом р. Лопань. Оно было ликвидировано лишь тогда, когда вдоль подножия Холодной горы построили железную дорогу, и ее водоотводная система «перехватила» потоки воды.

Уже к концу XVIII века застройка Залопанской части города вдоль Полтавской дороги достигла района современной ул. Малиновского, где были сооружены западные Триумфальные ворота в честь проезда императрицы Екатерины II в 1787 году через город Харьков. В 1804 году у этих ворот была устроена застава, а в 1807 году появились рогатки, поднимающиеся лишь после осмотра въезжающего в город транспорта. Связано это было с винным откупом в городе: в близлежащих селах вино было значительно дешевле, и его пытались провезти «контрабандой».

Нужно отметить, что въезд в город поначалу осуществлялся по нынешней Конторской (до 1790 г. — Безсалой, затем — Рождественской, Краснооктябрьской), но по мере обустройства Полтавской улицы основной въезд в город переместился на нее. Проезду по Полтавской (Екатеринославской) долго мешало упомянутое выше озеро, хотя через него и были сооружены деревянные мостки.

В августе 1837 года после длительных дождей в районе нынешнего Клубного переулка (в то время Кузинского) на улице застрял в грязи экипаж великой княгини Елены Павловны. Княгиню оперативно выручил харьковский губернатор, князь П.И. Трубецкой, прислав за ней коляску, а на улицу было вывалено несметное количество во­зов земли, но все же это не решило проблему окончательно.

В прошлые годы Екатеринославская (это название сохранялось в ХІХ и начале ХХ века) называлась на официальном языке того времени не улицей, а «першпективой»: благодаря стараниям руководителей города, в частности, генерал-губернатора С.А. Кокошкина, она получила строго прямое направление и была спланирована до самой ул. Александровской (бывшей Красноармейской, ныне Евгения Котляра), а небольшие возвышенности на участке между улицами Дмитриевской и Малиновского были срыты.

Борьба городских властей за вынос из пределов города глинобитных и деревянных строений, за прямолинейность улицы и, наконец, за ликвидацию озера завершилась к концу XVIII века тем, что бедные обитатели улицы покинули ее, уйдя на Холодную гору, не входившую в то время в городскую черту, а вместо их мазанок начали вырастать каменные дома. Улица стала совершенно прямой, что и поныне бросается в глаза при ее обзоре с Университетской горки; а озеро вначале разделили на два бассейна с кирпичными подпорными стенками по обе стороны дороги (в одном из них после постройки городского водопровода даже работал фонтан), а затем превратили в сквер, поскольку бассейны требовали большого ухода и все-таки загрязняли улицу.

Первые каменные здания появились на улице после 1837 года, когда в действие вступило «Положение об упорядочении губернского города Харькова». Сквер, на месте которого было озеро, дома огибают, образуя шестиугольную площадь, разрезанную улицей на две час­ти.

В ХIХ веке Екатеринославская превратилась в улицу купцов и чиновников, а с введением в эксплуатацию Южной железной дороги она соединила вокзал с центром города, став при этом не только одной из центральных транспортных магистралей, но и главной торговой артерией города периода второй половины ХІХ века.




В 1882 году по улице была проложена конка, или конно-железная дорога, которая принадлежала бельгийской акционерной компании. Договор с компанией действовал до 1917 года, после чего по улице открылось трамвайное сообщение.

Не случайно и то, что уже в 1850-х годах от Лопанского моста до нынешней улицы Малиновского Екатеринославская была замощена: все руководство города и городская знать — губернатор, чиновники, помещики и купцы — имели здесь дома.

В годы Второй мировой войны отрезок улицы от реки Лопань до ул. Малиновского почти не пострадал, он и сегодня сохраняет облик середины ХІХ — начала ХХ века; расположенные здесь здания — в прошлом жилые дома, гостиницы, рестораны, мастерские, торговые учреждения и даже театры — дают яркое представление об архитектуре того времени.

Своим основанием харьковский оперный, или, как его раньше называли, «лирический», театр обязан режиссеру-постановщику Ф.Г. Бергеру, который вместе со своей труппой переехал в Харьков из Киева в 1874 году и первые свои спектакли давал в неблагоустроенном здании по Конному (ныне Банному) переулку. Выступления эти имели большой успех, и было решено возвести практически на месте нынешнего дома по ул. Полтавский Шлях, 4 деревянное здание оперного театра с чугунными лестницами и 4-ярусным залом (архитектор Б.Г. Михаловский). Уже в декабре 1874 года в этом здании состоялся первый оперный спектакль. Дирижером театра был известный российский композитор К.П. Вильбоа.

В 1875 году после смерти Ф.Г. Бергера труппу театра возглавил В.Е. Пащенко — бывший военный врач, финансировавший строительство здания театра, и, надо сказать, большой меломан.

В 1885 году на одном из концертов в этом театре побывал композитор П.И. Чайковский, прослушав при этом и некоторые свои произведения.

Доходы от спектаклей были небольшими; театр переходил из рук в руки до тех пор, пока в 1886 году вообще не прекратил свое существование, а обветшавшее здание в 1891 году разобрали.

В дальнейшем оперный театр возродился по ул. Рымарской, 21 в здании Коммерческого клуба.

На месте бывшего театра на Екатеринославской в конце ХIХ века выстроено новое здание, в котором разместилась гостиница, принадлежавшая до 1917 года братьям Руфф (1913 г.; архитектор Н.З. Колодяжный), в разные периоды она называлась «Россия», «Новая Россия», «Интурист», «Спартак». Ныне это здание занимает компьютерная фирма «Спецвузавтоматика».

Рядом с гостиницей «Россия», во дворе дома №6, было построено здание кинотеатра, принадлежавшее до 1917 года братьям Боммер, которые имели свои представительства во многих городах Российской империи. В советское время этот кинотеатр носил имя Карла Маркса, затем Ф.Э. Дзержинского; позже он назывался «Зустрiч». Сегодня дом №6 перестроен, а кинотеатру возвращено историческое название.

В доме по ул. Полтавский Шлях, 10 лишь недавно прекратила свою деятельность 20-я аптека (номер она получила в советское время) — одна из первых в городе, пользуясь терминологией Д.И. Багалея, «вольных» аптек («вольная» — означает коммерческая, в противоположность «казенной» — государственной). Основал аптеку в 1919 году некто Г.Г. Фидлер, он же был и первым владельцем дома №10, построенного в 1828 году (аптека работает в нем с 1829 г.).

Дом №12 на углу с ул. Рождественской (бывшей Энгельса) сразу же после окончания Второй мировой войны был хорошо известен харьковчанам. В нем в то время работал магазин «Рыба», где был аквариум с живой рыбой, и продавец отлавливал в нем понравившийся покупателю экземпляр. Для послевоенного Харькова это была не совсем обычная форма торговли.

Участок, ограниченный нечетной стороной улицы Полтавский Шлях, переулком Клубным (бывшим Аптекарским), улицей Конторской и набережной правого берега р. Лопань, в последней четверти XVIII века был выделен образованному в 1775 году губернскому Приказу общественного призрения, в функции которого входили и вопросы здравоохранения. И на этом участке последовательно были открыты больница (1778 г.), смирительный дом, переведенный от острога на Театральной площади (1793 г.), дом для умалишенных и неизлечимых больных (1796 г.), «казенная» аптека (1787 г.; здание для нее построил архитектор П.А. Ярославский). Предположительно, здесь до 1829 года размещалась и «вольная» аптека. Здания смирительного дома, дома для умалишенных и аптеки были каменными, остальные постройки — деревянными.

Провизором, а затем аптекарем был назначен присланный в 1780 году Медицинской коллегией в Харьков П.Ф. Пискуновский, его фамилия сохранилась в названии Пискуновского переулка в ра­йоне Центрального рынка.

В 1812 году было определено «более подходящее место» для этих учреждений — Сабурова дача, куда больница, смирительный дом и аптека были переведены, а дом умалишенных и неизлечимых больных переехал несколько позднее, в 1820.

В зданиях, занимаемых прежде этими учреждениями, разместился лазарет, до того находившийся рядом с церковью Воздвижения Креста Господня по ул. Сумской, госпиталь, богадельня, а также вновь созданные классы военно-сиротского отделения (1813 г.), переведенные спустя около десяти лет в переулок в районе ул. Рымарской (после этого переулок стал называться Классическим).

Нечетную сторону улицы открывает бывший доходный дом инженера П.И. Иванова под номером 1, сооруженный в 1879 году архитектором А.-М.А. Томсоном. Раньше на этом месте был оружейный магазин. После постройки дома в нем некоторое время размещался писчебумажный магазин «Модерн» Н.М. Низикова. В 1887 году здесь открылся книжный магазин А.С. Суворина. В советское время здание занимал техникум промышленного транспорта (ныне заочный машиностроительный колледж), а также кинотеатр. Парадоксально, но и этот кинотеатр в советский период носил имя Ф.Э. Дзержинского, а затем Карла Маркса.

Это двухэтажное здание с мансардой и небольшой башенкой с куполом на углу хорошо смотрится с Университетской горки. Фойе бывшего кинотеатра располагалось на первом этаже, а сам кинозал был вынесен в одноэтажную пристройку со стороны набережной. Пристройка сделана в 1913 году, когда владельцем дома стал купец А.Л. Мюнх, а кинотеатр тогда назывался «Миньон»; сегодня он не существует.

За домом №1 расположен построенный на месте разрушенных во время войны служебного здания «казенной» аптеки и каменного забора семиэтажный жилой дом №1/3, выходящий торцевым фасадом к Клубному переулку.

Переулок Клубный соединил Полтавский Шлях с Конторской. В прошлом он имел много названий: Аптекарский, Кузинский, Шебелинский, Кузнечный, Энгельса, Карла Маркса, — из них поддаются логике лишь два. Аптекарский (первое название переулка) — поскольку сюда выходит и доныне сохранившееся в перестроенном виде здание бывшей «казенной» аптеки и лаборатории; и Кузинский — поскольку дом №3, выходящий боковым фасадом на переулок, принадлежал купцу К.Н. Кузину.

Почти напротив аптеки в этом переулке ранее существовала церковь Рождества Христова (теперь на ее месте Рождественский сквер). На земельном участке аптеки находилось еще небольшое каменное служебное здание для караульных и аптечного персонала, выходящее фасадом, как и ограждающий участок каменный забор, на ул. Екатеринославскую (ныне Полтавский Шлях). В состав образованной в квартале аптечной усадьбы вошли затем и вспомогательные здания аптеки, которые будут упомянуты при описании улицы Конторской.

Непосредственно к зданию аптеки примыкает вспомогательный двухэтажный корпус, выходящий основным фасадом на ул. Конторскую, 2 и построенный несколько позже основного, в начале XIX века.

В основном корпусе аптеки (ул. Полтавский Шлях, 3/1) ныне работает Высшее профессиональное училище швейного производства и быта.

Скорее всего, своим нынешним названием переулок обязан сценическому обществу и шахматному клубу, которые здесь размещались в конце ХІХ века.

Улица Полтавский Шлях. Дом №3 за Клубным переулком — это бывшая усадьба купца К.Н. Кузина, построенная в 1826 году (архитекторы, предположительно, Е.А. Васильев, А.А. Тон). В 1891 году в этом доме был открыт первый харьковский ломбард, а с конца 1850-х годов здесь работало фотоателье В.С. Досекина — автора серии фотоснимков Харькова того времени. Позже фотоателье переехало в здание напротив, по ул. Екатеринославской, 6. Продолжили дело В.С. Досекина известные в Харькове фотографы А.М. Иваницкий и А.К. Федецкий (ателье последнего размещалось в бывшей «фотографии В.С. Досекина» на Екатеринославской).

У перекрестка с ул. Рождественской (бывшей Энгельса) стоит жилой дом №5, реконструированный для гостиницы (1872 г.; архитектор Б.С. Покровский). До 1917 года в этом доме работала гостиница А.Л. Монне «Мonnet». Она занимала и 2-й этаж дома №7 по ул. Полтавский Шлях (середина ХІХ в.; архитектор неизвестен). В советское время гостиница называлась «Красноармеец», затем «Советский воин»; сейчас это один из корпусов Харьковской государственной академии культуры; во втором здании, которое она занимала, теперь жилой дом с магазином.

Улица Рождественская начинается от Конторской (в прошлом Безсалой, Рождественской, Большой Рождественской, Энгельса), ее возникновение относится к концу XVII века. Первоначально это был переулок, соединивший улицу Конторскую с Полтавским Шляхом. Название ему дала церковь, которая стояла на месте сквера у перекрестка ул. Конторской и пер. Клубного. Превращение переулка в улицу и ее последующее развитие связано с открытием в от этом ра­йоне Благовещенского базара в середине XIX века. К началу ХХ века улица пересекла Полтавский Шлях и застраивалась промышленными и деловыми зданиями, образовавшими своеобразный «сити» — деловой центр города. У западной стороны улицы образовалась Благовещенская площадь, которую украсил новый Благовещенский собор. От Рождественской начинаются почти параллельные основные залопанские улицы — Благовещенская (бывшая Староинститутская, Карла Маркса), Коцарская (бывшая Котовского), Чеботарская. С советских времен до ноября 2015 года улица носила имя Ф. Энгельса — одного из основоположников научного коммунизма. Ныне ей возвращено историческое название.

В доме по ул. Рождественской, 3 в 1850–1860-х годах жил И.И. Мечников — будущий известный ученый, лауреат Нобелевской премии.

За перекрестком с Полтавским Шляхом, по нечетной стороне улицы Рождественской, выделяется здание бывшей епархиальной гостиницы в стиле модерн (дом №14/7; 1912 г.; архитектор В.Н. Покровский), до 1917 года — гостиница «Москва», в советское время — «Красная Москва»; ныне офисное здание). Дом №9 — бывшая мануфактура «Зильберман и сыновья» (1914 г.; архитектор М.Е. Компаниец). Дом №11 принадлежал братьям Котляревским, до 1917 года в нем размещался склад Товарищества русских мануфактур Н.И. Коншина, а затем последовательно фабрика цветной печати, книжные фабрики «Коммунист» (с 1956 г.) и «Глобус» (с 1973 г.).

Одним из самых примечательных в этом районе является дом №6 в стиле конструктивного модерна (1910 г.; архитектор А.И. Ржепишевский) — бывшая мануфактура Миндавского. Это здание находится на углу улицы Рождественской и Лопанского переулка. В 1925 году в нем работала Всеукраинская постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ УССР, а затем находился сельскохозяйственный музей Народного Комиссариата земледелия Украины. Сейчас это выставочный зал.

Далее к четной стороне Рождественской справа примыкает Лопанский переулок, сразу за которым расположено здание бывшего шрифтолитейного завода (дом №10; начало ХХ в.; архитектор неизвестен).

Переулок Лопанский, Лопанская набережная. Лопанский переулок соединил улицу Рождественскую с Лопанской набережной по правому берегу р. Лопань. Его возникновение относится к началу XVIII века, когда началось «освоение» района Залопани. То же можно сказать и о Лопанской (бывшей Полтавской) набережной. На ее участке между Лопанским переулком и Благовещенской площадью в 1814 году на приобретенных у помещика Хорвата землях были построены хирургические клиники, анатомический театр и каменный манеж для уроков верховой езды, принадлежавшие Харьковскому университету. До нашего времени эти здания не сохранились. Клиники в конце ХIХ века были переведены ближе к старому зданию университета. Сегодня на их месте находится здание городского архива и университетской библиотеки. А на набережной предполагалось построить уездное училище, но из-за частого подтопления участка от проекта отказались. Ныне на этом участке работает опытно-экспериментальный завод (пер. Лопанский, 2).

В доме №1 по Лопанской набережной в XIX веке размещалась гостиница «Петербургская».

На Лопанском переулке в архитектурном отношении выделяются жилой дом №6 (начало ХХ в.; архитектор неизвестен), дом №4 — единственный сохранившийся, хотя и в перестроенном виде, из комплекса зданий бывшей 2-й гимназии (3-этажный, так называемый «директорский» жилой дом).

В доме №2 по Лопанской набережной с советских времен работает популярный авто-, мото- и веломагазин «Старт».

Благовещенская площадь. Западная сторона Благовещенской площади (бывшей Карла Маркса) примыкает к улице Рождественской, восточная выходит к правому берегу р. Лопань. В центре площади расположен кафедральный Благовещенский собор. Первый храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен на этом месте в 1655 году, он был деревянным и в 1738 сгорел.

В 1789 году началось строительство каменного храма (освящен в 1794 г.; достройка приделов закончена в 1839 г.). В связи с активным развитием этого района к середине ХІХ века храм перестал вмещать всех прихожан, и в 1858 году был разработан проект его расширения, но это тоже уже не могло разрешить проблему, поэтому городские власти приняли решение построить на площади новый храм.

В 1881 году архитектор М.И. Ловцов разработал проект новой церкви и реализовал его в 1901 году. Фасады храма решены в византийском стиле — с чередованием кирпичной кладки и оштукатуренных полос, а силуэт высокой колокольни напоминает готический собор. Благовещенский храм — самый большой и самый богатый в Харькове; сейчас это городской кафедральный собор.

В 1904 году архитектор Б.Н. Корнеенко предложил городу проект создания Суздальского «гостеприимного двора» между Благовещенским собором и рынком; проект был одобрен и воплощен в жизнь в 1910 году. Во время Второй мировой войны это здание, занимающее территорию, ограниченную ул. Рождественской, рынком и улицами Красные и Суздальские ряды, было почти разрушено, в послевоенные годы его восстановили со значительным изменением облика.

Помимо улицы Рождественской, к площади выходит Соборный спуск, обеспечивающий удобную связь с центром города, а также центральные улицы Залопани — Благовещенская, Коцарская и Чеботарская.

В южной части площади до Второй мировой войны располагалось здание бывшей 2-й мужской гимназии, открытой в 1844 году (после 1917 г. — 57-я школа). До гимназии здание занимал пансион А.И. Нагель; для гимназии его реконструировал архитектор Н.И. Ашитков. В годы оккупации здание было полностью разрушено, его земельный участок до сих пор не застроен.

На восточной стороне площади в сквере по правому берегу р. Лопань в 1981 году установлен памятный знак в честь первой маевки в городе, прошедшей в 1900 году на Ващенковской леваде (сейчас на месте маевки Дворец спорта «Локомотив» им. Г.Н. Кирпы).

Улица Рождественская. Напротив Благовещенского собора под номером 17 — здание бывшей мануфактуры Кулаковского, построенное в начале ХХ века в стиле модерн, его отличает красивая майолика на фасаде; в советское время в нем работал Дом моделей. Здание под номером 19 — бывшая мануфактура Бакакина (1910 г.; архитектор А.И. Ржепишевский); ныне один из корпусов Национального технического университета сельского хозяйства им. П.М. Василенко.

Завершает улицу здание КП «Харьковский метрополитен» (дом №29), построенное в 1973–1985 годах. Севернее этого здания — выход станции метро «Центральный рынок» Холодногорско-Заводской линии и Лосевский переулок, ограничивающий территорию Благовещенского рынка с юга. Переулок связывает Бурсацкий мост с улицей Большой Панасовской, и еще совсем недавно по нему осуществлялось трамвайное движение.

За Лосевским переулком проезжая часть Рождественской продолжается между павильонами Благовещенского рынка почти до правого берега р. Лопань, перед которым сворачивает к переулку Пискуновскому. До ликвидации находившегося в этом районе троллейбусного депо (пер. Пискуновский, 15) эта часть улицы использовалась для проезда троллейбусов.

Для размещения рынка в ХІХ веке был выделен остров, образованный руслами р. Лопань, расходившимся в районе Рогатинского и сходившимся в районе Бурсацкого моста. Ко времени создания на острове рынка один из рукавов реки настолько обмелел, что сам остров превратился в леваду, поросшую камышом и заболоченную. Леваду называли Дунинской, по фамилии владелицы этой земли, у которой она во второй половине ХІХ века была приобретена городом. Городские власти многое сделали для ее благоустройства и организации здесь торговли. Благодаря этому была разрешена проблема переноса торговых рядов Лопанского базара на Сергиевской площади и непосредственно с площади у Благовещенского собора. Рыночная площадь частично замощена в 1888 году, а окончательно — в 1914. Благовещенский рынок, ныне Центральный (А.Н. Гусев указывает, что одно время он назывался Нижним), стал крупным центром торговли, здесь проводились Покровская и Крещенская ярмарки.

На территории рынка выделяется построенное в 1914 году архитектором И.И. Загоскиным в стиле модерн здание крытого рынка (ул. Рождественская, 33). Оно сильно пострадало в годы оккупации и было восстановлено в 1950-х годах по проекту архитектора Б.Н. Мирошниченко.

Мощение улицы Рождественской брусчаткой произведено в 1911 году в связи с возросшим промышленным грузооборотом.

Улица Полтавский Шлях. За перекрестком с улицей Рождественской по нечетной стороне под номером 9 стоит бывший доходный дом (середина ХІХ в.; архитектор неизвестен), некоторое время в нем работала гостиница «Ялта»; сейчас это жилое здание. На восточной стороне шестиугольной площади в жилом доме №11 в начале ХХ века размещалась гостиница «Бельвю», сейчас это административное здание. Под номером 13 на южной стороне площади — бывший двухэтажный усадебный дом купца Павлова в стиле русского классицизма (1832 г.; архитектор А.А. Тон); в 1875 году его расширением занимался архитектор Ф.И. Данилов. До 1917 года в этом доме работала еврейская гостиница «Эпштейн»; в ранние годы советской власти здесь был Харьковский штаб ЧОН (частей особого назначения) по борьбе с бандитизмом; ныне это также административное здание.

На участке между жилыми домами №13 и 15 в 1910 году планировали построить большой концертный зал, но затем было принято решение о возведении здесь нового здания оперного театра. В 1914 году архитектор А.Н. Бекетов разработал эскизный вариант проекта будущего строительства. Реализовать его помешала Первая мировая война и последовавшие за нею события. Идея строительства концертного зала принадлежала владельцу этих дворовых участков, некоему г-ну В.Г. Литягину, крупному городскому домо­владельцу.

В доме №17, принадлежавшем статскому советнику П.В. Алферову, в 1869 году начала работать Харьковская городская дума. Перед этим домом в советское время выстроено здание, первый этаж которого занимал магазин научно-технической книги (дом №17а).

Дом №18 построен в 1887 году частично архитектором

А.-М.А. Томсоном (южная часть вдоль ул. Полтавский Шлях), а час­тично — Б.С. Покровским в 1890 году (северо-западная часть).

Во дворе этого дома, принадлежавшего генералу Износкову, по проекту архитектора Ю.С. Цауне в 1915 году было сооружено небольшое здание театра миниатюр «Пельтцер», руководил им И.Р. Пельтцер — отец знаменитой советской актрисы Татьяны Пельтцер. Позже здание занимал Екатерининский театр. В 1920 году здесь открылся первый в Харькове театр для детей (Театр сказки, Первый государственный театр для детей, ТЮЗ им. М. Горького). В 1944 году его перевели во Львов, а в здании с 1949 начал работать Областной музыкально-драматический театр, на базе которого в 1960 году воссоздан Харьковский театр юного зрителя (ТЮЗ); ныне — Харьковский областной театр для детей и юношества. За прошедшие годы здание театра неоднократно реконструировалось и перестраивалось.

Известный в Харькове фотограф А.К. Федецкий арендовал в свое время в этом здании помещение для фотоателье.

На северной стороне шестиугольной площади возведены жилые дома №22 (1910 г.; архитектор Б.Н. Корнеенко) и 22а (1914 г.; архитектор В.А. Эстрович), украсившие эту часть площади.

В доме №22 в ранний советский период работал Клуб союза мест­автотранспорта.

В небольшом доме №24 (находился на западной стороне площади; разрушен во время войны) в конце XIX века был театр миниатюр С.Ф. Сарматова и ателье известного харьковского фотографа А.М. Иваницкого; в ранний период советской власти здесь работал клуб Красного милиционера и розыска Харьковщины.

На этой же стороне сквера в 1958 году был установлен памятник профессиональному революционеру Я.М. Свердлову (18851919) — в то время улица носила его имя.Памятник демонтирован в апреле 2015 года.

По нечетной стороне улицы привлекают внимание жилой дом №19, который до революции принадлежал М.И. Монаковой и был надстроен на один этаж по проекту архитектора Н.П. Гинша в 1889 году, и жилой дом №21, построенный в середине ХІХ века неизвестным архитектором (сейчас это здание занимает банк).

В 1891 году архитектором С.И. Загоскиным построен доходный дом №26 для купца Хлебникова (в советское время здесь размещался, пожалуй, единственный в то время в Харькове магазин «Химреактивы»); за ним — жилой дом №28 (середина ХІХ в.; архитектор неизвестен). В этом доме была приемная первой в городе женщины-врача — С.В. Шаховой.

Угол улиц Полтавский Шлях и Ярославской оформлен жилыми домами №21 и 28, а с противоположной стороны — №23 и 30. Застройка этого перекрестка в целом относится к середине ХІХ века и представляет собой единый ансамбль.

В доме №21 в досоветское время работала профессионально-музыкальная школа Ильяшовой-Меншиц; в советское — межшкольный комбинат трудового обучения.

Дом №23 в прошлом принадлежал купцу Муравьеву, который открыл в нем булочную; хлебный магазин тут работает и сегодня.

В доме №30 (бывший дом Е.И. Кузиной) в бытность харьковским генерал-губернатором проживал С.А. Кокошкин; в 1883 году в нем на базе созданных в 1871 году музыкальных классов открылось музыкальное училище. Основатель музыкального училища — известный подвижник искусств И.И. Слатин. Открытию училища предшествовало создание и размещение в этом же доме Харьковского отделения Русского музыкального общества, председателем которого была княгиня О.А. Кропоткина, а одним из директоров — И.И. Слатин.

Немало выпускников музыкального училища стали выдающимися музыкантами. Надо отметить, что в 1910 году И.И. Слатин лично экзаменовал и зачислил в училище опоздавшего к началу учебного года юношу из г. Лохвица — И.О. Дунаевского, в будущем известного композитора.

В 1917 году училище было преобразовано в консерваторию, а позднее в музыкально-драматический институт.

В доме №30 музыкальное училище им. Б.Н. Лятошинского (так оно называется сегодня) проработало ровно 100 лет и в 1983 году было переведено в новое здание по Гимназической набережной, 1а, а в этом здании разместились другие городские учреждения. Впрочем, в этом же доме после ввода в эксплуатацию харьковского водопровода находилась его городская контора.

Улица Ярославская возникла в середине XVIII века и связала улицы Чеботарскую и Конторскую, при этом она пересекла Коцарскую, Благовещенскую и Полтавский Шлях. По достижении Конторской улица пересекла ее и продолжилась далее, непосредственно до правого берега р. Лопань.

В 1804 году она названа именем архитектора П.А. Ярославского, в дань уважения его больших заслуг перед Харьковом, а также с учетом того, что в ХVІІІ веке он жил здесь в небольшом доме на углу с Полтавским Шляхом, предположительно, на месте нынешнего дома №28.

Петр Антонович Ярославский (1750–1810) — известный харьковский архитектор, выпускник «прибавочных» классов Харьковского коллегиума; с 1773 по 1775 г. стажировался в Москве. С 1776 по 1809 г. — архитектор Харьковской губернии. Под его руководством разрабатывались планы развития города. Со временем они были частично реализованы. Автор проектов многих зданий в Харькове; большинство из них не сохранилось.

Среди застройки улицы выделяются 3-этажный жилой дом №17 (начало ХХ в.; архитектор неизвестен), в котором ныне работает 3-я детская музыкальная школа им. М.В. Карминского; и здание во дворе под номером 28 — старообрядческая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1914 году по проекту архитектора Б.Н. Корнеенко; ныне здесь действует старообрядческая община.

В здании нынешнего Холодногорского районного управления образования (ул. Ярославская, 10; архитектор Л.К. Тервен) в досоветский период работала частная женская гимназия Е.Н. Голубниченко.

В 2006 году к столетию открытия первой соборной мечети в Харькове и вообще в Украине в доме по ул. Ярославской, 33, на прежнем ее месте, возродилась магометанская соборная мечеть. Ранее существовавшая здесь мечеть была снесена в 1930-е годы.

Улица Полтавский Шлях. Во дворе дома №27 во втором десятилетии ХХ века существовал небольшой сад «Шато-де-флер», в котором работал театр миниатюр и кинематограф.

Стоит обратить внимание на жилой дом под №29 (1893 г.; в конце XIX в. в нем была гостиница «Лион») и расположенный рядом бывший доходный дом №31 (1916 г.; архитектор Б.И. Гершкович). Последний недавно капитально отремонтировали, и сейчас это жилой дом. В книге «Первая столица» К.Э. Кеворкян рассказывает о том, что этот дом построен из кирпича разобранных в связи со строительством на их месте здания страхового общества «Россия» (ныне «Дворец труда») домов на Николаевской и Павловской площадях. Эта сделка позволила предприимчивым подрядчикам строительства дома №31 хорошо заработать.

В доме №34 (1916 г.; архитектор Б.И. Гершкович) в досоветский период размещалось Харьковское окружное страховое товарищество; после революции — Всеукраинский институт рабочей медицины, тубдиспансер, рабочая поликлиника, ныне — поликлиническое отделение 1-й клинической больницы.

В доме №38 на углу с улицей Дмитриевской до переезда на Сумскую работало губернское земство, позже — частная женская гимназия Л.В. Домбровской; в настоящее время это офисное здание.

Улица Дмитриевская возникла в середине XVIII века, свое название она получила в 1804 году от находящейся неподалеку СвятоДмитриевской церкви (ул. Полтавский Шлях, 44). В годы советской власти она некоторое время носила имя болгарского коммуниста Г. Димитрова (с 1936 г.), а затем ей было возвращено прежнее название.

Начинается от стыка с улицей Чеботарской и следует в южном направлении до р. Лопань, пересекая при этом улицы Коцарскую, Благовещенскую, Полтавский Шлях и Конторскую. До 1960-х годов по ул. Дмитриевской осуществлялось интенсивное движение автотранспорта, поскольку она выходила к деревянному Дмитриевскому мосту через р. Лопань (построен в 1863 г.), связывающему улицу с Мороховецкой (бывшей Чапаевской) набережной. В 1963 году мост снесли, а взамен него построили новый железобетонный мост по ул. Конева.

По правой стороне Дмитриевской (в самом ее начале) находился основной вход в сад «Тиволи» (Устинов И.А. Описание г. Харькова. 1881). В саду работал летний театр, было устроено газовое освещение, оборудована эстрада, а зимой заливали ледяной каток. В 1889 году отсюда стартовал американский воздухоплаватель Ш. Леру, пролетевший на воздушном шаре в первый раз до Тюремной площади, а во второй — до Москалевских казарм, которые были в районе нынешней улицы Екатерининской. Отсюда же воздухоплаватель, или аэронавт, как в то время его называли, капитан Ш. Жильберт совершил в 1892 году два полета на воздушном шаре на 25 верст: до района г. Змиева (с. Терны) и до села Пан-Ивановка Харьковского уезда (ныне с. Сковородиновка Золочевского района Харьковской обл.); в том же году от сада до ул. Коцарской смог совершить полет аэронавт О.Ф. Дзиковский.

Сад «Тиволи» был создан из большого сада поручика Абазы, бывший дом которого и сейчас стоит по ул. Благовещенской, 20. Ныне от основного входа в сад со стороны улицы Дмитриевской сохранился лишь узкий проход к его небольшой части; остальную территорию в советское время занял Дом культуры «Пищевик».

Среди зданий, имеющих архитектурно-историческое значение, прежде всего нужно отметить дом №14 коллежского секретаря фон Минстера, построенный П.А. Ярославским в конце XVIII начале XIX века, тогда это был городской усадебный комплекс. Позднее дом перешел в собственность харьковского общественного деятеля и известного коллекционера Б.Г. Филонова. Дом имеет четырехколонный портик на высоком цоколе. Двор огорожен глухим каменным забором с монументальными воротами; в нише одного из пилонов ворот установлена каменная «скифская баба», найденная на Харьковщине. В досоветское время дом был окрашен в темно-серый, почти черный тон. В этом доме в 1902 году предприниматель В.В. Жаткин открыл кафе-концертный зал под названием «Театр-Буфф», который просуществовал до 1909 года.

В 1922 году дом вошел в комплекс зданий 1-й городской больницы.

В доме №16 по ул. Дмитриевской довольно длительный период работал видный специалист в области судебно-медицинской экспертизы и криминалистики Н.С. Бокариус (1869–1931), заслуженный профессор УССР, основатель Украинского института судебной экспертизы. До этого врачебно-аналитический кабинет Н.С. Бокариуса располагался в доме №46 по ул. Чернышевской.

Из других зданий по улице можно выделить бывший доходный

дом №19/2, (1903 г.; архитектор Б.Н. Корнеенко), жилой дом №29 (начало ХХ в.; архитектор неизвестен) и жилой дом №26 эклектичной архитектуры, возведенный в 1904 году архитектором Ф.А. Кондратьевым. В последнем долгие годы работает Харьковский государственный политехнический колледж. Жилой дом №22 построен в 1881 году (архитектор Б.С. Покровский).

В доме №19/2 на первом этаже жил профессор консерватории Александр Горовиц. Здесь в 1923 году останавливался во время приезда в г. Харьков его племянник, будущий знаменитый пианист В.С. Горовиц (1904–1989). Свой первый сольный концерт В.С. Горовиц дал в Харькове в январе 1923 г.; он был посвящен творчеству композитора С.В. Рахманинова и состоялся в помещении Общественной библиотеки (ныне Харьковская государственная научная библиотека им. В.Г. Короленко).

Считается, что в исполнении произведений С.В. Рахманинова знаменитый пианист превзошел самого автора.

Впрочем, и до 1923 года В.С. Горовиц посещал Харьков.

Улица Мало-Гончаровская. От западной стороны Дмитриевской (между домами №22 и 24) начинается ул. Мало-Гончаровская (в 1922–1950 гг. — ул. Профессора Н.Ф. Сумцова), проходящая вдоль Полтавского Шляха на запад, к полосе отчуждения Южной железной дороги, по территории бывшей ремесленной слободы Гончаровки (Довгалевки) — одной из наиболее старых пригородных харьковских слобод. Особо примечательных зданий на этой улице нет, но застройка ее части от улицы Дмитриевской до площади Национальной Гвардии (бывшей Милиционера, Жандармской) довольно интересна как типичная для Харькова ХIХ века. На участке от площади Национальной Гвардии до полосы отчуждения Южной железной дороги улица менее благоустроена, на ее нечетной стороне застройка в основном промышленная. Справа к улице примыкает переулок Рубановский (бывший Свердлова, Екатеринославский).

Заканчивается улица недалеко от пешеходного путепровода через железную дорогу в районе улицы Гвардейцев-Железнодорожников (бывшей Усовской).

Улица Полтавский Шлях. Вернемся к отрезку ул. Полтавский Шлях в районе вновь образованной площади Героев Чернобыля. На этом участке улицы интерес представляет находящийся на капитальном ремонте дом под номером 35 (1901 г.; архитектор З.Ю. Харманский), принадлежавший крупнейшему в царской России производителю резины — акционерному товариществу «Треугольник», в нижнем этаже этого дома размещался магазин обуви.

В доме №40 на углу улиц Полтавский Шлях и Дмитриевской в начале ХХ века размещалась частная лечебница внутренних болезней доктора Л.Л. Рохлина. Сейчас это жилой дом.

Заканчивается квартал жилым домом №43, в котором с 1890 года работает одна из самых старых в городе аптек. Сегодня она является учебной базой Национального фармацевтического университета. В досоветский период владельцем аптеки с 1898 года был А.С. Плотичер. Эти сведения можно найти в статье «Фармация и фармацевты на денежных знаках» профессора Э.Д. Грибанова (Нумизматический альманах, 2001 г., №1, с. 42–44). В частности в ней говорится, что в годы Первой мировой войны и сразу же после нее в стране наблюдалась глубокая инфляция, даже бумажных денежных знаков не хватало, особенно на местах. Тогда появились деньги-суррогаты, так называемые «внутренние деньги» не только на отдельных территориях, но даже в организациях и учреждениях. Свои деньги имела и аптека Плотичера.

По четной стороне улицы под номером 44 находилась красивейшая Свято-Дмитриевская церковь. К концу XX века лишь немногие из харьковчан помнили о том, что здание бывшего кинотеатра «Спорт» — это варварски изуродованный храм.

Культ святого великомученика Дмитрия Мироточивого Солунского был широко распространен у славян благодаря равноапостольным просветителям Кириллу и Мефодию. Именно этот святой оберегал город от внешних врагов. Считается, что благодаря заступничеству Дмитрия Солунского Харьков был спасен как минимум от тринадцати нападений крымских татар.

В середине XVII века поселенцы Гончаровской пригородной слободы построили в его честь деревянную церковь, она находилась несколько севернее нынешней, в глубине церковной территории. Рядом с церковью было кладбище, закрытое в 1786 году — перед проездом через Харьков императрицы Екатерины II. К середине XVIII века храм устарел, и в 1764 году его разобрали, а еще через два года на прежнем месте построили новый, но в 1804 году он сгорел дотла. Чудом уцелела лишь копия Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, которая после этого стала местной святыней.

Уже в 1808 году был освящен новый небольшой храм (архитектор Е.А. Васильев), который в 1940-х годах реконструировали и расширили. Этот храм выходил фасадом непосредственно на улицу.

С введением в действие железной дороги этот ра­йон города начал бурно развиваться, и Свято-Дмитриевская церковь даже после реконструкции не могла вместить всех прихожан, а потому в 1888 году началось строительство новой. Проект выполнил архитектор М.И. Ловцов, в нем были объединены различные архитектурные элементы: готические, византийские и староукраинские. В 1896 году великолепная церковь была освящена.

В 1920-х годах храм разграбили, а в 1930 году закрыли. В 1935 году были демонтированы все купола и колокольня, украшения фасада, и в таком виде строение передали клубу «Автодор». После войны в нем разместился кинотеатр «Спорт»; в довершение всему фасад в 1966 году «украсили» керамической плиткой, а все росписи уничтожили.

С 1993 года богослужения в Свято-Дмитриевской церкви возобновлены, планируется возродить и ее здание.

История храма приведена по статье В. Чистилина «Храм покровителя Харькова» (еженедельник «Объектив» №35 (339) за 30.08.2007 г.).

Между церковью и домом №46 с отступом от линии улицы стоит пакгауз, построенный в начале ХХ века. До 1917 года это был склад жатвенных машин и другого инвентаря предпринимателя Людовика Яффе.

Бывший доходный дом №46 возведен в 1912 году по проекту архитектора С.П. Тимошенко в стиле модерн, сейчас его занимают различные учреждения и организации.

Площадь Национальной Гвардии. Начиная от перекрестка с улицей Малиновского, Полтавский Шлях расширяется за счет правой стороны, на которой в 1857 году по проекту архитектора А.М. Алферова было построено здание полицейского участка и 3-й пожарной части с высокой каланчой (ул. Полтавский Шлях, 50). В 1906–1908 годах оно было реконструировано архитектором Б.Н. Корнеенко, здесь и сегодня находится пожарная часть. Это расширение улицы с июля 2016 года называется площадью Героев Чернобыля.

За зданием №50 по четной стороне улицы находится небольшой, но ухоженный сквер Пожарных. В начале сквера со стороны улицы Полтавский Шлях установлен памятный знак, посвященный подвигу героев-чернобыльцев, а в конце сквера — памятник пожарным, погибшим при исполнении служебного долга (1985 г.; скульптор М. Овсянкин, архитектор Ю. Шкодовский).

С севера улицу Полтавский Шлях на участке между домами №43 и 47/49 ограничивает площадь Национальной Гвардии, доходящая на юге до переулка Симферопольского, т. е. почти до улицы Конторской. Площадь сменила много названий: Таможенная, Гончаровская, Жандармская, Всеобуча, Красного Милиционера, недолго была площадью Красного Пожарника. Название «Жандармская» площадь получила по месту расположения в прошлом конюшен Жандармского управления на месте нынешнего здания по ул. Полтавский Шлях, 45. В досоветский период в этом доме работала Главная складочная таможня, ныне здесь находится суд Новобаварского (бывшего Октябрьского) района города. Здание было построено в 1842 году для жандармских казарм, для таможни в 1870–1871 годах его переделали архитекторы Б.С. Покровский и А.Д. Раков.

Савелий Цыпин в книге «Харьков в байках и анекдотах» рассказывает, что в конце ХІХ века золотари (так называли в то время ассенизаторов) выкатили на Жандармскую огромные бочки с нечистотами и вылили их содержимое прямо на площадь. Движение по основной городской магистрали было парализовано, а запах выветривался не один месяц. Эта акция золотарей стала широко известна не только в городе, но и далеко за его пределами. Таким способом они выразили протест против задержки подрядчиком выплаты зарплаты.

Канализация в городе появилась лишь в 1914 году, а до того выгребные ямы чистили артели золотарей (традиционно этим промыслом занимались жители пос. Циркуны).

Нельзя не упомянуть о попытках многих антрепренеров открыть в Харькове цирк: в 1881 году было построено первое деревянное здание цирка на пл. Торговой (ныне Павловской), рассчитанное на 5 лет эксплуатации. Позже было построено еще одно деревянное здание цирка — на пл. Жандармской (ныне Национальной Гвардии). Это были не капитальные, а временные здания.

Здание первого в городе каменного цирка-театра (пл. Национальной Гвардии, 11) было построено архитектором В.В. Хрусталевым в 1906 году, сегодня его называют «старым» цирком. Этот харьковский цирк назывался по имени его владельца — предпринимателя Г. Грикке и считался одним из лучших в стране. На его арене выступали такие мастера, как дрессировщик А.А. Дуров, иллюзионист Эмиль Кио, укротительница И.Н. Бугримова, клоуны Карандаш (М.Н. Румянцев), Олег Попов, Ю.В. Никулин. Многие из них начинали здесь свой творческий путь. В ранний советский период вместо слова «цирк» использовали словосочетание «народный театр».

До 1977 года «старый» цирк принимал зрителей, а когда на площади Урицкого (ныне пл. Ирины Бугримовой), был построен новый цирк, старое здание стало использоваться как тренировочная арена.

Площадь Национальной Гвардии пересекает улица Мало-Гончаровская (бывшая Профессора Н.Ф. Сумцова), которая начинается от Дмитриевской и проходит южнее вдоль Полтавского Шляха до полосы отчуждения Южной железной дороги.

К южной части площади Национальной Гвардии с запада примыкает Симферопольский переулок, где в 1949 году на земельном участке под номером 6 были выстроены первые здания тракторосборочного завода, преобразованного в дальнейшем в завод тракторных и самоходных шасси.

На западной стороне площади Национальной Гвардии на участке между улицей Мало-Гончаровской и переулком Симферопольским с 1890 года существует сквер. До 1964 года посреди площади проходил бульвар, который затем был ликвидирован в связи с прокладкой по нему трамвайной линии на Москалевку.

Улица Малиновского возникла в конце XIХ века на месте бывших укреплений — вала со рвом, защищающих город с запада. Со­единяет улицы Чеботарскую и Полтавский Шлях, пересекая площадь Национальной Гвардии, после чего переходит в улицу Конева. В прошлом имела несколько названий: Шевская, Тюремная (на углу с ул. Славянской до 1960-х годов находилось здание пересыльной тюрьмы), Панаса Любченко, Оружейная.

На углу улиц Малиновского и Славянской еще сохранились два здания бывшей пересыльной тюрьмы; в одном из них сейчас размещается ГАИ Холодногорского (бывшего Ленинского) района, а во втором — производственные помещения.

Острог, или тюрьма, был перенесен сюда после ликвидации его старого здания на Театральной площади, т. е. с 1823 года. Император Александр I, посетивший Харьков в 1817 году, отметил, что острог на Театральной площади обветшал. В итоге появился Указ сената о сооружении в Харькове нового тюремного замка. Он был построен по проекту петербургского архитектора Л.И. Шарлемана-Бодэ в 1822 году. Еще до начала строительства в 1810 году было перенесено на Лысую гору находящееся рядом с замком Дмитриевское кладбище. Оставшийся пустырь, ограниченный улицами Малиновского, Благовещенской и сооружениями пересыльной тюрьмы, стали именовать Арестантской (Тюремной) площадью, в 1890 году здесь был разбит сквер, существующий и сегодня.

Родион Яковлевич Малиновский (1898–1967) — Маршал Советского Союза, участник Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн. Во время Второй мировой войны командовал Южным (1941–1942 гг.), Юго-Западным (1943 г.) фронтами; после войны — командир военных округов на Дальнем Востоке, главнокомандующий Сухопутными войсками (1956–1957 гг.), в 1957–1967 гг. — министр обороны СССР. Дважды Герой Советского Союза.

Здания по улице не представляют особого интереса для ценителей архитектуры, за исключением дома №4 — акушерско-гинекологического отделения бывшей Александровской больницы, построенного в 1913 году по проекту архитекторов А.Н. Бекетова и Г.П. Павловского.

Улица Конева. В конце XVII века в районе этой улицы существовала подгородная слобода Довгалевка, которую еще называли по основной профессии ее жителей Гончаровкой. К началу ХІХ века слобода разрослась настолько, что слилась с Конторской (бывшей Рождественской) улицей, а на месте левады, отделяющей город от слободы, возникла Средне-Гончаровская (Средняя Гончаровская) улица, которая в 1894 году стала Гончаровским бульваром, а с 1973 года — улицей Конева. Улица берет начало от площади Национальной Гвардии и является, по сути, продолжением на юг ул. Малиновского.

Иван Степанович Конев (1897–1973) — Маршал Советского Союза, участник Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн. В 1946–1950 и в 1955–1956 гг. — главнокомандуюший Сухопутных войск­ СССР, в 1956–1960 гг. — первый заместитель министра обороны СССР, командующий Объединенными вооруженными силами стран — участниц Варшавского договора.

Как командующий войсками Степного фронта проводил операцию по освобождению Харькова от оккупантов в августе 1943 г. Дважды Герой Советского Союза

В 1963 годурядом с Гончаровской плотиной (1934 г.), регулирующей уровень воды в харьковских реках, был построен мост с пробивкой ул. Конева до выхода к ул. Москалевской (бывшей Октябрьской Революции). Этот мост построен взамен снесенного Дмитриевского, с того времени улица Конева соединяет оба берега р. Лопань. Со «старой» части улицы убран бульвар, находившийся посредине улицы, а на бывшем месте бульвара проложена трамвайная линия в район Москалевки (1964 г.).

Из зданий, стоящих вдоль улицы, можно выделить дом №2 — склады таможни (конец ХІХ — начало ХХ в.; архитектор неизвестен), сегодня он по-прежнему используется под склады; дом №10/2 с момента постройки занимают типографии (1900 г.; архитектор неизвестен); известно, что во второй половине ХІХ века здесь работала «Печатня С.П. Яковлева», где было более 15 «скоропечатных» типографских машин.

В здании по ул. Конева, 7 находится городской ломбард, он был переведен сюда уже в послевоенное время с ул. Университетской.

Улица Большая Гончаровская начинается южнее здания типографии (дом №10/2), от четной стороны улицы Конева. Возникла она в середине XVIII века на территории бывшей слободы Гончаровки, включенной в состав города. Прежнее название улицы — Гончаровская. Часть этой улицы от нынешней ул. Конева до Гончаровского (бывшего Сериковского) переулка на планах города 1885 и 1887 годов обозначена как Богуновский переулок.

В доме №13 на углу Большой Гончаровской и пер. Гончаровского в начале ХIХ века работало губернское жандармское управление.

От перекрестка с Гончаровским переулком и дома №33 (перед пер. Литейным) по обе стороны улицы расположены заводские территории: слева — машиностроительного завода, справа — завода тракторных самоходных шасси.

По улице нет зданий, имеющих архитектурно-историческое значение. Но нужно заметить, что здание КП «Вода» (ул. Конторская, 90), один из фасадов которого выходит на ул. Большую Гончаровскую, и здание этого же предприятия под номером 33 по ул. Большой Гончаровской расположены в Карповском саду, тесно связанном с историей харьковского водопровода. В этом саду функционировали две водяные скважины, которые бывший хозяин сада, купец К.С. Карпов, продал вместе с ним в 1867 году. Уже в 1881 году вода из них поступала в водопроводную систему города. Об этом напоминает символический памятник водопроводчику, на гранитном постаменте которого написано: «В память революционных, боевых и трудовых традиций харьковских водопроводчиков». Раньше на этом месте был красивый фонтан.

Одним из условий продажи сада было требование бывшего владельца сохранить его прежнее название. Единую в прошлом территорию сада разделяет полоса отчуждения железной дороги. Причем западная часть сада является зоной отдыха и сегодня, здесь также расположен спортивный комплекс завода «Свет Шахтера», а восточная часть ныне полностью застроена.

Южная железная дорога проходит над Большой Гончаровской по путепроводу. По улице проложена троллейбусная линия в район Новой Баварии. За железнодорожным путепроводом улица поднимается вверх, к Холодной горе, и выходит к ул. Семинарской (бывшей Володарского).

Площадь Героев Чернобыля образована в июле 2016 года на отрезке улицы Полтавский Шлях от пересечения с улицей Малиновского (справа) и площадью Национальной Гвардии (слева) до переулка Рубановского (бывшего Свердлова). Здесь много уже вполне современных зданий, в этом районе закончился Харьков ХІХ века и начался Харьков ХХ века. Из исторических зданий площади можно выделить бывший жилой дом №47/49 с частной лечебницей (1914 г.; архитектор В.А. Эстрович при участии А.Я. Лангмана), он акцентирует угол квартала. В ранний советский период частная лечебница в этом доме преобразована в 24-ю больницу.

До постройки дома на этом месте была контора предпринимателей, владевших конно-железной дорогой (конкой) — Клемана Бонне и Эдуарда Отле. Нужно отметить, что уже в 1893 году конка перешла в собственность Бельгийского акционерного общества.

От дома №47/49 и до улицы Евгения Котляра (бывшей Красноармейской) по центру площади проходил бульвар, который объезжали с обеих сторон городской трамвай и другой транспорт. К концу ХХ века бульвар был ликвидирован в связи с возросшей интенсивностью движения.

Жилой дом №51 возведен в 1913 году по проекту архитектора С.П. Тимошенко; в послевоенный период в нем работал один из популярных кондитерских магазинов города — «Белочка». В 1945–1959 годах в этом доме жил известный композитор Г.В. Мовсесян (1945–2011).

Дом под номером 53/55 построен в 1912 году (архитектор З.Ю. Харманский), он известен как бывший доходный дом Нерослева.

Дом №57 был построен в 1906 году архитектором Ю.С. Цауне как торговый, в нем находился склад сельхозмашин фирмы «Альсон». Сегодня это офисное здание.

По четной стороне за домом №50 расположен сквер Пожарных. Прежний владелец дома №52, некто Юлий Файнберг, заложил этот прежде «незаконный» сквер в конце

1880-х годов; в 1912 году городская управа узаконила его с условием, что Файнберг проведет его реконструкцию, что и было выполнено.

Здание №52 — бывший жилой дом и меблированные комнаты Ю. Файнберга — расположено сразу же за сквером, оно построено в 1883 году по проекту архитектора Г.Я. Стрижевского и в 1898 году реконструировано архитектором М.И. Дашкевичем. Главный фасад дома выходит на ул. Полтавский Шлях, но он сам занимает участок до ул. Благовещенской. В советское время в этом доме работала гостиница «Первомайская», ныне — гостиничный комплекс «Славия».

Замыкают этот участок площади Героев Чернобыля два здания: жилой дом №59 с магазином (построен в 1956 г. и перекрыл выход к переулку Рубановскому) и типовой Дом быта «Центральный» (дом №56), построенный в 1972 году; ныне — бизнес-центр «Европейский».

Улица Полтавский Шлях. Перед подъемом на Холодную гору к Полтавскому Шляху примыкают с правой стороны улицы Евгения Котляра (бывшая Красноармейская), а с левой — улица Гвардейцев-Железнодорожников (бывшая Усовская). Об улице Евгения Котляра подробнее рассказано ниже. Улица Гвардейцев-Железнодорожников до Второй мировой войны пересекала по Усовскому путепроводу полотно железной дороги и заканчивалась у перекрестка с Семинарской. После войны путепровод восстановлен только как пешеходный. Застройка улицы в основном малоэтажная.

В честь 1-й гвардейской Варшавской ордена Кутузова железнодорожной бригады, сформированной 1 августа 1941 г. в Харькове, ул. Усовская в 1968 году получила название улицы Гвардейцев-Железнодорожников.

В районе пересечения улиц Полтавский Шлях и Евгения Котляра построен подземный пешеходный переход.

За улицей Гвардейцев-Железнодорожников по нечетной стороне Полтавского Шляха в бывшем жилом доме №67 (1912 г.; архитекторы О.В. Гамаженко, Е.Н. Сердюк) некоторое время размещался проектный институт «Харьковгипродор». Застройка четной стороны этой части улицы частично уничтожена в годы войны и не восстанавливалась, а частично убрана при формировании южной части Привокзальной площади.

Полтавский Шлях продолжается далее на запад по путепроводу через железнодорожные пути пассажирской станции Харьков-Южный. Путепровод был построен в 1928 году из монолитного железобетона (архитектор Н.П. Топорков, скульптор И.П. Кавалеридзе), но во время войны он был взорван и после войны отстроен заново (1954 г.; архитектор А.М. Мацкевич).

За путепроводом улица идет вверх по довольно крутому подъему на Холодную гору, спланированному еще в годы деятельности в Харькове генерал-губернатора С.А. Кокошкина.

Улица Семинарская с нечетной стороны примыкает перед окончанием подъема на Холодную гору к Полтавскому Шляху.

Ранее она называлась Ново-Екатеринославской, т. к. по сути была

дорогой на Екатеринослав (ныне Днепр), со второй половины

XIX века называлась Холодногорской, а затем здесь построили ­духовную семинарию и улица получила соответствующее название (1894 г.). В советское время она носила имя М.М. Володарского (Гольдш­тей­на; 1891–1918) — профессионального революционера, комиссара по делам печати, пропаганды и агитации Петрограда. ­Сегодня улице возвращено одно из ее исторических названий.

На этой улице интересны два здания: бывшая мещанская богадельня (дом №22/5; 1885–1890 гг.; архитектор В.Х. Немкин; ныне здание принадлежит военному ведомству); бывшая духовная семинария (дом №46; 1844–1845 гг.; архитектор А.А. Тон, закончил строительство архитектор В.Х. Немкин), сейчас это учебное заведение. Главный корпус харьковской семинарии был спланирован А.А. Тоном по образцу санкт-петербургской. Следует отметить, что во время Крымской войны 1855–1856 годов помещение семинарии использовалось как госпиталь для лечения раненых солдат.

В 18791882 году здесь учился известный украинский поэт и публицист П.А. Грабовский. Ему на территории бывшей семинарии в 1996 году установлен памятник (скульптор А. Фоменко, архитектор Н. Фоменко).

После 1917 года в семинарских помещениях временно размещалась созданная по инициативе командира Красной Армии Н. Щорса школа красных старшин.

Остальная застройка улицы в основном малоэтажная и не представляет особого интереса.

Улица Полтавский Шлях. За бывшим Карповским садом расположен дом №99. Он был построен в 1823 году и тогда назывался «Арестантской ротой», затем — Холодногорским централом; в 1893–1903 годах — пересыльной тюрьмой, позже этот дом имел еще много странных наименований, в частности ДОПР (дом принудительных работ); последнее — «Учреждение ЮЖ 313/18».

Несколько западнее и выше «Учреждения ЮЖ 313/18» к Полтавскому Шляху справа последовательно примыкают улицы Озерянская (бывшая Муранова, Кладбищенская, Пограничная) и Кандаурова (бывшая Артюховская, Токовая).

Название «Кладбищенская» связано с тем, что улица проходила мимо старого Холодногорского кладбища. Эта улица всегда имела важное транспортное значение для всего района Холодной горы, в 1912–1931 годах по ней даже проходила трамвайная линия.

За перекрестком с улицей Кандаурова стоит Озерянская церковь (дом №124), построенная в 1901 году архитектором В.Х. Немкиным. Ранее на этом месте была часовня, построенная в 1847 году, т. к. здесь останавливался крестный ход для передачи иконы Озерянской Божией Матери (летом она хранилась в Куряжском монастыре, зимой — в Покровском; передача проводилась 30 сентября и 22 апреля). Ритуал, связанный с этой иконой, был утвержден лично императором Николаем I. В 1874 году вместо часовни построили церковь, которая затем неоднократно перестраивалась. Озерянскую церковь харьковчане часто называют Холодногорской.

Перед Озерянской церковью на пересечении Полтавского

Шляха с улицей Кандаурова расположен жилой дом №118, построенный в конце 1910-х — начале 1920-х годов, сегодня в нем работают библиотеки для взрослых и для юношества. В ранний период советской власти, до постройки дома «Слово», здесь жили многие деятели украинской культуры того времени — Ю.И. Яновский, А.В. Головко, В.Н. Сосюра, И.К. Микитенко, Н.Л. Забила, В.А. Мысик и другие.




Примерно в этом же месте от улицы Полтавский Шлях влево ведет Григоровское шоссе (бывшая Шоссейная, Котляровская, Комсомольское шоссе). Григоровское шоссе проходит почти параллельно Полтавскому Шляху до Григоровского бора, где сворачивает в сторону проспекта Любови Малой. После поворота прежнее направление шоссе продолжает ул. Цементная, на которой выстроена Свято-Николаевская церковь (дом №8). В деревянном исполнении храм Николая Чудотворца построен еще в 1765 году. Нынешний храм крестообразной формы выстроен по проекту архитектора Е.А. Васильева в 1820 году при финансовой помощи полковника А.Д. Норова, сына бывшего харьковского наместника Д.А. Норова.

В здании под номером 184 (за перекрестком улиц Полтавский Шлях и Холодногорской (бывшей Елизарова) находится Дом офицеров. Он ведет свою историю от Всеукраинского дома Красной Армии им. Ворошилова, образованного в 1921 году, и до размещения в этом здании не раз переезжал: в 1936 году — на Соборную площадь в здание присутственных мест, в 1946 году — в Клуб работников связи по ул. Скрыпника, а в 1950-х годах наконец занял нынешнее помещение.

После подъема на Холодную гору улица Полтавский Шлях продолжается в направлении поселка Залютино, а затем переходит в Киевское шоссе. И уже почти в конце улицы по обеим ее сторонам расположен Харьковский гвардейский институт танковых войск им. Верховной Рады Украины НТУ «ХПИ» (дом №192).

Район улицы Полтавский Шлях

навигация


X

Pin It on Pinterest

X