Улица Плехановская возникла в XVIII веке вдоль дороги на Таганрог, а потому первоначально наывалась Таганрогской дорогой. Начиналась она от перекрестка улиц Змиевской (ныне пр. Гагарина) и Маломясницкой.

Застраивалась Таганрогская дорога медленно, и вначале ее четная сторона доходила лишь до пересечения с нынешней улицей Николая Михновского (бывшей Ново-Веселой, Царицынской, Ганны). В дальнейшем застраивалась ее нечетная сторона до улицы Молочной (бывшей Кирова), где в середине ХIХ века находились кирпичные заводы.

За пересечением с Молочной были выгонные и пахотные земли и Михайловское кладбище (его еще называли Конным, Святодуховским, Старым).

По фамилии хозяина усадьбы, расположенной в начале правой стороны улицы, титулярного советника Якова Петина, чей двухэтажный дом выделялся из общей неказистой застройки, улицу стали называть Петинской (или Петинкой).

Близость к Конному рынку, строительство железной дороги на Балашов и торговой станции Харьков-Балашовский, а главное — создание в 1896 году паровозостроительного завода (ныне ГП «Завод им. В.А. Малышева») — все это ускорило развитие улицы, которая к началу ХХ века достигла и пересекла нынешнюю улицу Морозова (в то время Монгольскую, позже Юмтовскую), прошла вдоль северной границы Кирилло-Мефодиевского кладбища (ныне парка Машиностроителей), после чего влилась в улицу Корсиковскую (ныне часть Московского проспекта).

Из построек ХІХ века здесь сохранилось здание «сложного» ремесленного училища (1886 г.; архитектор С.И. Загоскин), которое было возведено на территории бывшей усадьбы Я. Петина (ныне ул. Плехановская, 4). В советское время в этом здании работал техникум им. Профинтерна, позже — электромеханический техникум. Дом №4а был построен в 1900 году для курсов рабочих (ныне это офисное здание). Восточнее училища в 1906 году был построен «каменный сарай для ремонта вагонов», положивший начало первому Харьковскому трамвайному депо. В этом же году было открыто движение электрического трамвая в Харькове по улице Петинской — в числе первых в городе. В 1916 году трамваи пошли и по Балашовскому путепроводу.

Уже в 1915 году возник вопрос о расширении земельного участка депо. Особенно эта необходимость ощущалась в узком месте выезда трамваев из депо на Петинскую.




И в 1930 году новое депо с вагоноремонтными мастерскими было открыто по ул. Плехановской, 90, а помещение первого депо занял ­авто-таксоремонтный гараж, в дальнейшем — завод ДОСААФ (Добровольного общества содействия армии, авиации, флоту).

В 1893 году на земельном участке №15 по Петинской улице молодой инженер Н.Ф. фон Дитмар открыл механическую мастерскую, которая изготавливала оборудование для угольных шахт Донбасса; со временем он возглавил Совет Союза горнопромышленников юга России (в 1906–1917 гг.).

В двухэтажном доме по Плехановской, 10 проживал в 1922–1927 годах главный инженер Харьковского губгоркомхоза И.Ф. Войт­кевич, именем которого некоторое время назывался Клочковский спуск.

В специально выстроенном купцом П.Г. Молчановым доме №13 (1915 г.) открылась и начала работать церковно-приходская школа.

Из общей застройки улицы выделяются жилой дом №5 (1913 г.; архитектор М.А. Бабкин), жилой дом №29 с магазином (1914 г.; архитектор С.П. Тимошенко), а также бывший Дом общества рабочих, или Рабочий дом, построенный в 1909 году архитектором И.И. Загоскиным и реконструированный в 1923–1924 годах архитекторами А.Н. Бекетовым и М.А. Зелениным (ул. Плехановская, 77); ныне это Дом культуры «Металлист» ГП «Завод им. В.А. Малышева»). Мемориальная доска на здании извещает о том, что это был первый Рабочий дом в России.

До перекрестка с улицей Молочной застройка Петинской малоэтажная, а за ним это уже вполне современная улица с путепроводом через железную дорогу (1913 г., руководитель строительства — инженер Ф.К. Квашнин). За путепроводом в некотором отдалении от улицы расположено здание ж.-д. вокзала станции Харьков-Балашовский (ул. Плехановская, 114).

В 2-этажном здании по ул. Плехановской, 112, расположенном перед путепроводом, до 1917 года работал магазин известного в Харькове торгового дома «Н.А. Жевержеев и сын», который занимался торговлей спиртными напитками, бакалейными и другими продовольственными товарами. В настоящее время в этом доме работает интерьер-салон.

Н.А. Жевержеев несколько лет был старостой Харьковского купеческого общества. Кроме этого магазина, семье принадлежали оптовый склад «хлебного вина» и спирта, три пивные, мельница, завод игристых вин, уксусный, а также большие магазины в Гостином ряду по ул. Квитки-Основьяненко и по ул. Клочковской, 65; здания, в которых они работали, не сохранились.

В 1934 году улица названа именем Г.В. Плеханова.

Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918) — известный пропагандист учения Маркса — Энгельса, создатель и руководитель группы «Освобождение труда», один из создателей Российской социал-демократической рабочей партии, впоследствии меньшевик.

В 1920–1930-е годы на северо-западном углу перекрестка с улицей Молочной возведены 3-этажные жилые дома с магазинами (дома №39, 39а). На северо-восточном углу этой же развилки в 1925 г. появилось здание кинотеатра «Рот-Фронт» (архитектор П.З. Крупко), в годы оккупации города оно было разрушено. В 1954 году на этом месте построен жилой дом №41/43, на первом этаже которого долгие годы работал кинотеатр «Родина». Эти помещения сейчас занимают магазины. Дом венчает высотная башня, вызвавшая в свое время критику за «архитектурные излишества» , что привело к отставке одного из ее создателей — главного архитектора города Харькова А.Г. Крынкина. Сами же горожане не только ничего не имели против башни, но и любовались ею.

В 1930-х годах застроен и юго-восточный угол перекрестка — тут появился первый 6-этажный жилой дом по Плехановской (дом №40; архитектор Д.С. Литвинцев).

Улица Молочная. Открытие в начале ХІХ века базара на Конной площади (ныне Защитников Украины) с последующим переведением на ее территорию Троицкой ярмарки дало толчок развитию всего района, прилегающего к Конной площади и, в частности, ул. Молочной, возникшей в первой четверти ХІХ века как продолжение ул. Старомосковской от южной части Конной площади в направлении подгородной слободки Заиковка. Как указывают Д.И. Багалей и Д.П. Миллер, свое название улица получила от фамилии крестьян Молочных, которые владели здесь несколькими дворами.

В северной части улицы располагались кирпичные заводы, тут также строились постоялые дворы, склады для хранения товаров. Развитию улицы в конце ХІХ века способствовало и открытие относительно недалеко от нее паровозостроительного завода, потребовавшего притока рабочих и соответственно жилья для них. В 1920–1930-е годы многочисленные пустыри застраивались невысокими 3-этажными жилыми домами.

Улица быстро развивалась, пересекла Петинскую (ныне Плехановскую), а затем и Змиевскую (ныне пр. Гагарина). В основном в этом районе открывались небольшие кустарные предприятия. Вскоре Молочная соединилась со слободкой Заиковка, центральная улица которой — Гольдберговская (бывшая Заиковская, 1-й Конной Армии) — фактически стала ее продолжением.

В 1936 году улица Молочная (тогда это название писалось как «Молошная») была переименована в честь профессионального революционера и советского политического деятеля С.М. Кирова (Кос­трикова; 1886–1934).

В ноябре 2015 года улице возвращено ее первоначальное название.

В 1937 году образован завод «Теплоавтомат» (ул. Молочная, 38), ныне ПАО «НПП «Теплоавтомат», которое занимается разработкой, производством и ремонтом пневматических и электропневматических механизмов.

В 1984 году на углу улиц Молочной и Руставели построено здание, в которое перешел с Привокзальной площади Главный городской почтамт (ул. Молочная, 6).

Улица Плехановская. У Дома культуры «Металлист» ГП «Завод им. В.А. Малышева» в 1920–1930-е годы разбит довольно обширный сквер, тогда он назывался Парком труда. В 1977–2015 годах в центре этого сквера был установлен памятник П.П. Постышеву (18871939) — профессиональному революционеру, советскому партийному и государственному деятелю. Памятник находился на этом месте до конца января 2015 года, а затем его убрали.

По левой стороне улицы, за нынешним Власовским переулком, в 1772–1885 годах было Михайловское кладбище. После закрытия кладбища городские власти планировали засеять его территорию кормовыми культурами, в 1916 году садовая комиссия городской управы предложила создать здесь городской сквер, но события 1917 года помешали осуществлению этих планов, и на месте кладбища несколько лет был просто пустырь.

В 1925 году на этом пустыре был построен стадион «Трактор» (автор проекта — З.В. Пермиловский, в то время студент архитектурного факультета Харьковского художественного института; реконструкцию в 1970 г. осуществил архитектор Ю.А. Табаков). Это наиболее крупный в городе стадион со славной историей, яркие страницы которой связаны с развитием харьковского футбола. С момента открытия стадион сменил несколько названий: стадион Харьковского паровозостроительного завода, «Зенит», «Дзержинец», «Авангард». Современное название стадиона — «Металлист». В рамках подготовки к проведению игр футбольного чемпионата ЕВРО 2012 произведена очередная реконструкция стадиона, и теперь он отвечает мировым стандартам для таких сооружений. При этом были сохранены элементы старой постройки, представляющие архитектурную ценность, например, кассовый павильон (1926 г.), фрагменты трибун. Реконструкции подверглась и вся прилегающая к стадиону территория, что радикально изменило облик не только улицы Плехановской, но всего района. Так, завод перфорированных железных листов, основанный еще в 1885 году как завод Б.В. Шапара между переулками Сапельника (бывшим Мурмыловским) и Власовским (ныне ПАО «Завод им. М.В. Фрунзе»), был перенесен отсюда  на ул. Плехановскую, 126а.

В 1975 году введена в эксплуатацию 1-я очередь Харьковского метрополитена, две станции которого: «Спортивная» (у стадиона «Металлист») и «Завод имени Малышева» (у главной проходной завода) находятся непосредственно по ул. Плехановской. Рядом со стадионом «Металлист» позже построена станция «Метростроителей» Алексеевской линии метрополитена.

У главной проходной ГП «Завод им. В.А. Малышева» по ул. Плехановской установлен памятник советскому государственному деятелю, одному из создателей машиностроительной промышленности СССР В.А. Малышеву (1902–1957); его имя предприятие носит с 1957 года. История этого завода — предмет отдельного исследования.

За путепроводом расположено здание ОАО «Харьковхолодмаш» (ул. Плехановская, 117).

Противоположная заводу им. В.А. Малышева сторона

ул. Плехановской застроена типовыми многоэтажными жилыми домами, среди которых выделяется здание супермаркета (ул. Плехановская, 135/139; 1979 г.; архитекторы Л.Г. Савенко, И.И. Жежеря; это бывший универсам), и дом №149, принадлежащий АК «Харьков­­-

об­л­энерго» (бывший учебный корпус завода им. В.А. Малышева).

Недалеко от главной проходной завода им. В.А. Малышева ул. Плехановскую соединяет с Московским проспектом небольшая улица Кошкина. В 1985 году здесь бы установлен памятник М.И. Кошкину (скульптор В.М. Савченко).

Михаил Ильич Кошкин (1898–1940) — начальник КБ №190 танкостроения на заводе имени Коминтерна (завод №183); ныне завод им. В.А. Малышева. Создатель и первый главный конструктор танка Т-34, признанного лучшим танком Второй мировой войны. Выпускник Санкт-Петербургского политехнического института.

Прежнее название улицы — Красный Луч — объясняется тем, что она выходила к одноименному району вдоль Московского проспекта.

У перекрестка улиц Плехановской и Морозова начинается территория парка Машиностроителей. Он был открыт в 1937 году на мес­те Кирилло-Мефодиевского кладбища, существовавшего в 1885–1936 годах. На территории кладбища был храм Кирилла и Мефодия (1897 г.; архитектор В.Х. Немкин), снесенный в советское время. С момента открытия парку было присвоено имя лидера харьковских большевиков Артема. В создании парка принимали участие архитекторы В.И. Дюжих, Ю.В. Игнатовский, а также дендрологи А.И. Колесников и К.Д. Кобезский.

Во дворе дома №90 в этом районе сохранились четыре 2-этажных жилых дома-коттеджа, оставшиеся от одного из трех первых рабочих поселков города, построенных в 1923–1924 годах по проекту архитектора В.К. Троценко; ныне это по-прежнему жилые дома.

За парком Машиностроителей Плехановская присоединяется к Московскому проспекту в районе примыкания к нему улицы Энергетической. Поблизости расположена станция «Московский проспект» Холодногорско-Заводской линии метрополитена.

Улица Морозова. Возникновение улицы Морозова (в прошлом Монгольской) тесно связано с созданием Харьковского паровозостроительного завода (ныне завод им. В.А. Малышева) и относится к началу ХХ века; улица отделила на востоке земельный участок завода от территории Кирилло-Мефодиевского кладбища (ныне парк Машиностроителей).

В советское время улицу называли Юмтовской. ЮМТ — сокращенное название треста «Южмонтажстрой», осуществлявшего большое промышленное строительство в этом районе; с его участием построен в том числе и жилой рабочий поселок Артема. После войны трест «Южмонтажстрой» преобразован в завод металлоконструкций (пр. Московский, 251), а улица Юмтовская в 1980-е годы была названа именем А.А. Морозова.

Александр Александрович Морозов (1904–1979) — инженер-конструктор, генерал-майор инженерно-танковой службы, один из создателей танка Т-34. Закончил Московский автотракторный институт им. М.В. Ломоносова; с ноября 1951 года — главный конструктор Харьковского КБ машиностроения, а в 1966–1976 гг. возглавлял его. Дважды Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, заслуженный машиностроитель УССР. Разработчик конструкции танков Т-64, Т-64а.

Улица Морозова проходит вдоль центральной части построенного в советское время жилого рабочего поселка имени Артема (прежде — поселок Новой рабочей колонии ХПЗ, в отличие от поселка Старой рабочей колонии ХПЗ).

Памятником архитектуры здесь является комплекс жилых домов №2, 3, 4, 5 по ул. Морозова, построенных в 1926–1929 годах по проекту архитекторов М.А. Зеленина, И.Г. Таранова-Белозерова и В.И. Богомолова, а также жилых домов №3 и 5 по ул. Черноморской (проходит параллельно ул. Морозова и восточнее ее), возведенных в 1928 году по проекту архитекторов И.Г. Таранова-Белозерова и В.И. Богомолова. В этих зданиях ярко отражены стилевые поиски того времени.

Улица Морозова, минуя поселок Артема, продолжается по путепроводу над промзоной в районе так называемого Зеленого озера и направляется к проспекту Героев Сталинграда, после пересечения которого примыкает к улице Федоренко. На эту часть улицы с восточной стороны выходит вторая, так называемая «заовражная», площадка завода им. В.А. Малышева (его бывший моторостроительный филиал — завод №75). Застройка улицы до перекрестка с проспектом Героев Сталинграда в основном промышленная, а за перекрестком — жилая.

По улице проходит линия трамвая от центра города к проспекту Гагарина в район улицы Одесской. До 1968 года трамвай ходил только до поселка Артема, его разворотный круг и сейчас существует у перекрестка с ул. Мухачева (бывшей Войкова), а после окончания строительства путепровода линия трамвая была продлена вначале до проспекта Героев Сталинграда, а затем до проспекта Гагарина.


     Паровозостроительный завод был создан в 1895–1896 годах Русским паровозостроительным и механическим акционерным обществом с целью обеспечения паровозами Сибирской железной дороги. 27 декабря 1897 года харьковский паровозостроительный завод выпустил первый паровоз; одновременно совершена и церемония освящения завода, а к декабрю 1903 года количество выпущенных паровозов достигло тысячи.

В связи с ростом количества паровозостроительных заводов в России, с 1909 года Харьковский паровозостроительный завод приступил к производству пользующейся спросом дополнительной продукции: земледельческих машин, железных плугов, паровых котлов, станков и др., а с 1913 года — двигателей внутреннего сгорания.

     В частности, в справочнике «Харьков» 1957 г. есть такие строки: «Ничем нельзя оправдать сооружение башни на жилом доме на пл. Розы Люксембург… и доме на ул. Плехановской.., где высокая башня напоминает колокольню».

Район улицы Плехановской

навигация


X

Pin It on Pinterest

X