Улица Коцарская начинается от Благовещенской площади, проходит параллельно Полтавскому Шляху и ул. Благовещенской, заканчивается у перекрестка с ул. Евгения Котляра.

Возникла улица в конце XVII начале XVIII века, а уже к его середине продолжилась до нынешней улицы Малиновского, где в то время защитный ров и земляной вал препятствовали продолжению далее улиц Коцарской и Чеботарской, и только когда эти сооружения были разобраны за ненадобностью, эти улицы смогли развиваться дальше.

С открытием железной дороги Коцарская стала использоваться для товарного сообщения между ж.-д. вокзалом и городом.

В 1928 году Коцарская была переименована в улицу Котовского, но уже после войны ей было возвращено прежнее название, связанное с промыслом издавна селившихся здесь ремесленников — изготовлением длиноворсовых ковров-коцев, очень распространенных в основном в Харькове и Полтаве. Известно, что в начале ХІХ века примерно в 50 дворах улицы занимались этим промыслом, в каждом из них стояли 2–3 ткацких станка, на которых работали преимущественно женщины. На изготовление одного ковра-коца уходило 4–5 дней. Шерсть для ковров окрашивали сами. В год производилось до 20 000 ковров, которые продавались в южных и северных губерниях государства и даже вывозились за границу.

В 1883 году основная часть улицы была замощена. Примерно с этого времени здесь начали строить каменные здания. Мелкие промышленные предприятия появились на Коцарской уже в 1830-х годах, а крупное предприятие — шоколадная фабрика «Жорж Борман» — было построено в 1896 году. Хозяин фабрики Г.Н. Борман был известным в России предпринимателем, владел не только харьковской шоколадной фабрикой, но и аналогичными фабриками в Санкт-Петербурге и Москве. В 1920-е годы фабрика была национализирована и называлась «Октябрь». Сейчас это кондитерская фабрика «Харьковчанка» (ул. Коцарская, 24/26).




В 1916 году в самом начале четной стороны улицы открылись мастерские по пошиву одежды для армии — будущая швейная фабрика им. Тинякова.

Архитектурную ценность здесь представляет здание под номе­ром 4 — корпус складов, построенных в начале ХХ века (архитектор, предположительно, М.Е. Ройтенберг), сейчас это производственный корпус швейной фабрики.

В доме №9, построенном в 1913–1914 годах по проекту архитектора М.Г. Диканского, размещалась гостиница «Паласс»; ныне это студенческое общежитие Харьковского технического университета сельского хозяйства.

Дом №18 на углу с ул. Ярославской построен в 1906 году по проекту архитекторов Ю.С. Цауне и И.И. Тенне как комплекс складских и административных зданий; реконструирован в 1912 году по проекту архитектора А.И. Ржепишевского; в настоящее время это также складское здание.

Дом №21 — жилой флигель, построенный в 1908 году по проекту архитектора А.М. Гинзбурга; ныне это то же жилой дом.

Дом №56 занимало Управление уездного Воинского начальника, которое в советское время сменил занимающий здание и сегодня Харьковский областной военкомат.

Улица Мало-Панасовская примыкает к Коцарской, соединяя ее с Большой Панасовской (бывшей Котлова).

Как и Большая Панасовская, Мало-Панасовская проложена по территории бывшей пригородной слободы Панасовка (Афанасьевка, Опанасовка), и на плане города 1895 года она уже существует в современных границах.

Улица возникла в середине ХVIII века. Застроена в основном

1- и 2-этажными домами, среди которых выделяется 3-этажное здание бывшего «сложного » училища им. А.С. Пушкина (дом №1; ныне 41-е профтехучилище), построенного городскими властями для организации начального образования молодежи; обучение в нем было совместным для мальчиков и девочек. Здание построено в 1901 году по проекту архитекторов И.И. Загоскина и Ф.И. Шус­тера, а название училища связано со столетним юбилеем со дня рождения великого русского поэта. Всего училище было рассчитано на 900 учеников.

С 1937 по 1941 год в этом здании работала специализированная артиллерийская школа №15. Слева от здания в 1973 году был установлен памятный знак выпускникам специализированных артиллерийских школ №14 и 15, погибшим во время Второй мировой войны (архитекторы Л.В. Гурова, В.И. Сыромятников).

Мало-Панасовская связана с ул. Малиновского коротким Мало-Панасовским въездом, имеющим важное транспортное значение: по нему можно проехать к ул. Малиновского со стороны Большой ­Панасовской.

На углу улицы и указанного выше въезда стоит здание под номером 4/7, в котором в советские годы работал проектный институт «Укр­гипроместпром»; в настоящее время здание занимает ПО «Монолит».

У пересечения с улицами Большой Панасовской и Евгения Котляра под номером 35 расположено здание, построенное в начале ХХ века (архитектор В.В. Величко), в котором ныне размещается дорожная поликлиника. Это бывшая контора кафельного завода барона Э.Э. Бергенгейма, основанного в 1875 году. Завод выпускал огне­упорный кирпич, кирпичные плиты для тротуаров, гончарные плиты, терракотовые и другие изделия. В 1893 году завод выполнил большой заказ по поставке глиняных труб для строительства канализации города Киева. В советское время — керамический завод имени 8-й годовщины Октября.




Западную сторону улицы на участке от Чеботарской до Большой Панасовской занимает территория завода «Гидропривод»; стоявшие здесь в конце ХIХ — начале ХХ века здания сыскного отделения и полицейского участка были снесены.

Улица Коцарская после пересечения с Мало-Панасовской следует до ул. Евгения Котляра, жилой застройки по ней уже нет, с обеих сторон улицы располагаются либо складские сооружения, либо ограждения земельных участков.

В 1964 году по ул. Коцарской было организовано троллейбусное сообщение, в настоящее время эта линия демонтирована.


 «Сложными» назывались училища, которые готовили своих воспитанников не по одной, а по нескольким специальностям.
Район улицы Коцарской

навигация


Pin It on Pinterest