Улица Большая Панасовская возникла в конце XVII начале XVIII века как дорога, связывающая город со слободой Панасовка. Эта небольшая слобода располагалась в очень неудобном месте, так как во время таяния снегов с Лысой горы на нее неслись потоки талых вод, так называемые «горные воды». Немалый вред слободе наносили и сильные ливневые дожди, эта проблема была решена только после строительства железной дороги и ее водоотводных сооружений.

Середину ХIХ века можно считать началом активного развития как Панасовки, так и лежащей неподалеку пригородной слободки Ивановка, к которой и вела Большая Панасовская улица. По пути к Ивановке от Большой Панасовской в сторону р. Лопань проложены переулки Борзый, Резниковский и Клочковский, последний ведет к пешеходному мосту через р. Лопань.

В разные годы улица именовалась Прокофьевской, Панасовской, Большой Панасовской; в 1921 году улице было присвоено имя И.Ф. Котлова — активного участника борьбы за советскую власть в Украине. В 1974 году к ул. Котлова были присоединены улицы Сахарозаводская и 40 лет Октября, при этом она достигла северной окраины города. Улица Сахарозаводская проходила параллельно железной дороге от перекрестка ул. Альбовского и Большой Панасовской до пересечения с ул. Лукьяновской, откуда начиналась улица 40 лет Октября, продолжающаяся вдоль железнодорожного поселка Сортировка до остановочного ж.-д. пункта Северный пост.

В феврале 2016 года улице Котлова возвращено историческое название — Большая Панасовская.




Плановая застройка улицы проводилась с конца ХІХ века и ее развитие связано главным образом с железной дорогой, вдоль которой она и проходит, однако на ней есть и промышленные предприятия, не связанные с железной дорогой.

Замощена улица в начале ХХ века, в 1909 году по ней открылось движение трамваев вначале до пер. Альбовского, а в конце 1930-х годов — до развилки с ул. Пащенковской.

Улица проходит в промышленном районе города, где расположены такие крупные предприятия, как бисквитная фабрика, завод шампанских вин, завод электроаппаратуры, механосборочный завод.

В 1885 году на Кузинской улице, соединяющей Большую Панасовскую с Лысой горой, построен Кузинский путепровод через железнодорожное полотно.

Через сто лет, в 1985 году, Большую Панасовскую (в то время Котлова) соединили с Клочковской Новоивановским мостом через р. Лопань. Это название присвоено мосту в 2012 году.

В 1928–1932 годах по проекту архитектора А.И. Дмитриева при участии В.В. Верюжского построен Дворец рабочего (ул. Большая Панасовская, 83а), который считается одним из лучших клубных зданий того времени. Композиция фасадов соответствует внутренней структуре здания и представляет собой пять вогнутых поверхностей, напоминающих растянутые мехи гармони. Сейчас это Центральный дом науки и техники Харьковской дирекции железнодорожных перевозок ЮЖД, более известный в городе как Дворец культуры «Железнодорожник». Вместе с комплеком сооружений Дворца спорта «Локомотив» им. Г.Н. Кирпы (ул. Большая Панасовская, 90) эти здания составили своего рода общественный центр данного района. Современный Дворец спорта «Локомотив» им. Г.Н. Кирпы построен на месте стадиона «Красный железнодорожник», образованного в 1923 году.

Улица Куриловская находится справа от Кузинского моста. С 1936 до ноября 2015 года она называлась Ленинградской. Это довольно длинная улица: она проходит через весь район Лысой горы до ул. Таганской. Куриловская — историческое название улицы, в его основе лежит фамилия одного из первых ее поселенцев — крестьянина Павла Сидоровича Курилова.

В самом центре Лысой горы (ул. Куриловская, 78) возвышается церковь во имя Казанской Божией Матери (в народе ее называют Серафимовской), возведенная в 18981912 годах по проекту архитектора В.Х. Немкина (после его смерти строительство завершил архитектор В.Н. Покровский).

Говоря об этом храме, нужно упомянуть о купце 1-й гильдии, меценате Константине Петровиче Уткине — одном из наиболее богатых харьковчан в начале ХХ века. Он выделил под храм пять десятин земли и организовал благотворительный строительный комитет, большую часть пожертвований в который внес сам. К сожалению, Константин Петрович не дожил нескольких месяцев до дня торжественного открытия храма.

Улица Большая Панасовская. В бывшем жилом доме по ул. Большой Панасовской, 83, построенном 1933 году по проекту архитектора В.В. Верюжского, сейчас работает Харьковский центр сердечно-сосудистой хирургии.




Здание под номером 76 (конец ХІХ начало ХХ в.; архитектор неизвестен) было построено для пивомедоваренного завода «Россия», принадлежавшего известному промышленнику И.Е. Игнатищеву (в период советской власти — пивзавод №2). Ныне здание занимает банк. Из наиболее крупных промышленных предприятий на Большой Панасовской улице можно выделить существующие уже более века вагоноремонтный завод (земельный участок №8789), керамический завод (земельный участок №67), монтажно-заготовительный завод (земельный участок №183), опытный завод технооснастки (земельный участок №29), завод протезно-ортопедических изделий (земельный участок №112), ремонтно-механический завод «Элеваторзернопром» (земельный участок №236) и др.

На Большой Панасовской расположены два храма: церковь

Иоанна-Богослова (№105; 1879–1885 г.; архитектор, предположительно, Ф.И. Данилов) и Свято-Константино-Еленинская церковь (№199а; 1898 г.; архитектор В.Х. Немкин).

Район улицы Большой Панасовской

навигация


X

Pin It on Pinterest

X