Проспект Гагарина является центральной транспортной магистралью южной части города. Он возник как дорога г. Змиев в середине XVIII века и назывался Змиевским трактом, позже Змиевской улицей.

К началу ХІХ века вдоль Змиевской уже появились жилые дома; она начиналась от Михайловской площади (ныне Героев Небесной Сотни) и заканчивалась у Молчановского переулка в районе нынешних завода «Оргтехника» и автовокзала, где располагались Водопьяновские казармы. Почти в самом начале Змиевской был перекресток, от которого в противоположных направлениях расходились улицы Плехановская и Маломясницкая.

Молчановский переулок проходил вдоль железной дороги к ж.-д. станции Левада, под строительство которой в начале ХХ века были отданы прилегающие земли, поэтому застроена в основном нечетная сторона этого переулка.

Очередной этап развития ул. Змиевской — ее застройка до ул. Молочной (бывшей Кирова). При этом к Змиевской примкнула слева улица Царицынская (ныне Николая Михновского), соединившая улицы Змиевскую, Петинскую (ныне Плехановскую) и Михайловскую (ныне Руставели).

По Змиевской, 1 в начале ХХ века был небольшой дом, в котором родился и вырос известный астроном Н.П. Барабашов, здесь и была его первая обсерватория. Сейчас на этом месте современный многоэтажный жилой дом.

Улица Маломясницкая соединяет улицу Плехановскую и проспект Гагарина с улицей Вернадского. Она возникла в конце XIX века; в процессе реконструкции района в 1960–1970-х годах она стала значительно короче и шире, от проходившей севернее Старомясницкой вообще ничего не осталось, а от пересекающих эти улицы переулков Нетеченского и Донецкого сохранились лишь небольшие части к югу от Маломясницкой (ранее они выходили к Гимназической набережной). Четную сторону улицы занимают современные здания, а на нечетной стороне от старой застройки остался только один дом под номером 3.




Улица Маломясницкая в советское время носила имя С.А. Лозовского (С.А. Дридзо; 1878–1952) — одного из организаторов Профинтерна. Переулок Нетеченский в прошлом был Кириловским, Елинским, а Донецкий — Усовским, Фонарным.

Интересна история уже не существующей Старомясницкой: в 1930-х годах ее назвали улицей Сталинской Конституции, но поскольку переименование состоялось в период разгула репрессий, то инициатору этого мероприятия В.Н. Богуцкому, в то время возглавлявшему горсовет, было вменено в вину, что таким именем названа самая непрезентабельная улица города, после чего ее срочно сделали Витебской (1937 г.). После войны прежнее название улице Старомясницкой вернули.

По Маломясницкой осуществляется интенсивное движение автотранспорта, кроме того она используется в качестве разворотного круга троллейбусов, выходящих с улицы Вернадского на проспект Гагарина.

Улица Николая Михновского. От проспекта Гагарина к востоку направляется улица Николая Михновского (бывший Ново-Веселый переулок, улица Ново-Веселая, Царицынская, Ганны), связывающая проспект с улицами Плехановской и Руставели.

Бывший особняк по ул. Николая Михновского, 3 был построен в конце ХІХ века, в годы советской власти здесь работал райвоенкомат Основянского района (бывшего Червонозаводского), в это же время построен и особняк под номером 37; ныне жилой дом.

Предыдущее название улицы было дано ей в честь Анны Петровны Хоперской (Ганны) (1893–1920), которая была членом партии большевиков, посещала Высшие женские курсы и активно проводила культурно-воспитательную работу среди рабочих, была учителем в Рабочем доме. Ныне улица носит имя Н.И. Михновского.

Николай Иванович Михновский (1873–1924) — выдающийся украинский общественно-политический деятель, адвокат по профессии. Один из основателей Революционной украинской партии (РУП), идеолог украинского национализма.

Проспект Гагарина (в то время Змиевская улица) к середине ХІХ века уже пересек Молочную (бывшую Кирова), а к концу века достиг района нынешних Державинской и Уральской улиц. Эти улицы проходили по пересеченной и в то время отдаленной от центра местности, вызывавшей в представлении харьковчан аналогию с далекими Уральскими горами и прозванной потому Уралом. Этот факт сохранился в названии Уральской улицы.

В этом районе находилась и городская скотобойня, позже — крупнейший мясокомбинат города, а также городской утилизационный завод, открытый в марте 1900 года. Сюда же был в 1902 году переведен с Конной площади (ныне Защитников Украины) коннопригонный двор.

Основное назначение проспекта Гагарина всегда было транспортным, поэтому его застройка с точки зрения архитектуры не вызывает особого интереса.

В районе пересечения проспекта Гагарина и Симферопольского шоссе в 1954 году по проекту архитекторов московского НИИ «Аэропроект» Г. Элькина, Г. Крюкова и Г. Миткевича был построен один из первых аэровокзалов страны. Воздушное сообщение в Украине было начато в 1923 году, тогда же было создано Украинское акционерное общество «Укрвоздухопуть»; а в 1924 году началось регулярное воздушное сообщение Харькова с Киевом и Одессой. Харьковский аэропорт вначале назывался «Основа», а в 1930-х годах он некоторое время носил имя советского партийного и государственного деятеля П.П. Постышева (1887–1939).

Первый автовокзал в Харь­кове (архитектор А.Г. Крын­кин) был построен в 1958 году по проспекту Гагарина, 22 рядом с ж.-д. вокзалом станции Харьков-Левада (существует с 1910 г.).

Имя Ю.А. Гагарина присвоено проспекту в 1968 году.

Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) совершил 12 апреля 1961 г. первый полет человека в космос. Сегодня его портрет украшает фасад дома №39 в начале проспекта.

В последующие годы была проведена масштабная реконструкция проспекта, в результате которой значительно расширена его проезжая часть, а возле улицы Державинской через него построен надземный переход.




Улица Вернадского образована в 1975 году для обеспечения прямого пути от центра города к автовокзалу на проспекте Гагарина. Улица проложена через район бывшей малоэтажной застройки (ул. Нетеченская, Мало- и Старомясницкая) и во многом изменила его. В частности, она проходит и по территории бывшего Васильевского острова, который был на р. Харьков в районе Подольского моста (мост был построен в 1890 году, тогда же ликвидировали остров).

По ул. Вернадского недалеко от автовокзала и ж.-д. станции Харьков-Левада расположена станция «Проспект Гагарина» Холодногорско-Заводской линии метрополитена. Улица носит имя В.И. Вернадского с 2004 года.

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) — один из самых известных выпускников 1-й харьковской гимназии, ученый-энциклопедист, основоположник учения о биосфере и ноосфере, академик, первый президент Украинской академии наук (1918 г.). На здании гимназии (сейчас в нем работает Индустриально-педагогический техникум; пр. Московский, 24) ему установлена мемориальная доска.

Район проспекта Гагарина

навигация


X

Pin It on Pinterest

X