Выше приведены краткие сведения о развитии города Харькова до 1917 года. Этот год стал поворотным в истории города и страны в целом: в декабре 1917 года решением Первого Всеукраинского Съезда Советов провозглашена республика Советов на Украине; в Киеве в 1918 году создано украинское советское правительство.

В Санкт-Петербурге, столице империи, состоялось отречение от престола императора Николая II: пришел конец российскому самодержавию. Власть перешла ко Временному правительству, которое в октябре после переворота сменило большевистское правительство во главе с В.И. Лениным. Декабрьские события 1917 года в Харькове были обусловлены сменой руководства государством. В конце 1917 — начале 1918 года в городе были организованы важные государственные учреждения — Государственное казначейство и Южный областной совет народного хозяйства, которые действовали на территории нескольких украинских губерний. В апреле 1918 года Харьков заняли немцы, затем установилось последовательно правление гетмана Скоропадского и Директории; 3 января 1919 года город перешел под контроль большевиков. Именно в этот период в Харьков переехал ЦК КП(б)У и временное рабоче-крестьянское правительство Украины, столицей которой он фактически стал. Впрочем, еще в 1918 году Харьков был назван столицей «временно существовавшей» Донецко-Криворожской республики, председателем правительства которой был Ф.А. Сергеев (Артем); наркомом финансов — В.Н. Межлаук. Все это говорит о статусе Харькова как крупного административного центра Украины.




Затем были годы Гражданской войны и сопутствующей ей разрухи. В 1920 году война закончилась, в 1922 молодая Украинская Республика вошла во вновь образованное государство — Союз Советских Социалистических Республик. Жизнь в Харькове, как и во всей стране, постепенно налаживалась. Возобновили работу промышленные предприятия, к которым добавились эвакуированные в годы Первой мировой войны из Риги завод Всероссийской электрической компании (ВЭК, в дальнейшем — Харьковский электромеханический завод), велосипедный завод; фабрики «Фрейман и Гольдштейн» и Балтийская заготовительная компания «Братья Корман», которые, объединившись, стали функционировать под названием фабрики «Корона» (в дальнейшем — 5-я обувная фабрика, позже — Харьковское обувное объединение «Эра»).

В 1925 году ликвидированы губернии, и с этого времени Харьков стал административным центром округа, в который входили 24 ра­йона. Столичный статус города вызвал потребность в размещении различных учреждений, причем в его центральной части. В свою очередь, развитие промышленного производства требовало постоянного притока рабочей силы, которой нужно было жилье. Поэтому в городе разворачивается строительство зданий, которые условно можно разделить на три типа: административные, жилые и промышленные.

Строительство осуществлялось путем освоения и застройки пус­тырей или незанятых территорий в пределах городской черты, надстройки отдельных уже существующих сооружений и, наконец, реконструкции зданий, необходимой для изменения их назначения.

Для застройки были отведены пустыри в районе Московского проспекта (вдоль бывших Старомосковской и Корсиковской улиц), в ра­йонах, прилегающих к улицам Тюринской и Крайней (ныне Соича); восточнее площадки паровозостроительного завода застраивается поселок Новая колония ХПЗ (в дальнейшем — пос. им. Артема); осваивается район Лысой горы (пос. Красный Октябрь). Большой резерв земельной площади в северо-западной части города был отдан для создания нового городского административного центра — крупнейшей в Европе площади Дзержинского (ныне Свободы). К новому центру примыкала пока свободная территория будущего обширного жилого района с композиционной осью — проспектом Науки (бывший Ленина), где и развернулось строительство административных и жилых зданий.

Если говорить о надстройке уже существующих зданий, то это в основном относится к Нагорной части города, расположенной между улицами Сумской и Пушкинской и далее до территории Технологического института (ныне Национального технического университета «ХПИ»), не исключая, впрочем, площади Конституции.

В эти годы создавались новые промышленные предприятия, такие как турбинный завод, сантехзавод, заводы «Кондиционер», подъемно-транспортного оборудования, коксохимический и многие другие. Коллективизация сельского хозяйства требовала машинной обработки земель крупных сельскохозяйственных предприятий — колхозов и совхозов. Стране нужны были тракторы, и в Харькове в районе ж.-д. станции Лосево в 1930–1931 годах вступил в строй тракторный завод.

Строительство гигантского завода практически в степи вызвало необходимость в создании рядом с ним селитебной зоны, что и было осуществлено путем создания «социалистического» городка тракторостроителей, отделенного от промышленной зоны зелеными насаждениями (парк им. Маяковского) — нынешнего Индустриального (бывшего Орджоникидзевского) района города.

Всего по состоянию на 1933 год в Харькове сооружено 26 крупных предприятий, что вызвало большой приток населения. В 1932 году городское население составило уже 836 000 человек. Возникла необходимость дальнейшего расширения территории города и создания административных районов для удобства управления им.

В условиях расширения и реконструкции Харькова значительно развивается его транспортная система: с 1919 года конку повсеместно сменило трамвайное сообщение широкой колеи. Трамвай связал центр города с районом тракторного завода.

Первые 24 автомашины такси появились в 1928 году.

1924 год — начало регулярного воздушного сообщения между Харьковом, Киевом и Одессой. В 1928–1930 годах неподалеку от Змиевского шоссе (ныне пр. Гагарина) сооружен аэропорт — один из первых в Украине.




В 1925 была начата разработка Генерального плана развития города, чему в значительной степени способствовало создание специального проектного института «Гипроград УССР», но последующие события, в том числе и перевод столицы в Киев, привели к тому, что лишь в 1938 году эта работа была закончена. Будущие крупные ра­йоны: Павлово Поле, Селекционная станция, Салтовский жилой массив — реализация наметок этого Генплана.

После 1919 года в Харькове начинают организовываться первые научно-исследовательские институты. Наиболее известный из них — Украинский физико-технический институт (УФТИ) — ведущий в развитии ядерной физики не только в СССР, но и в мире, основан в 1928 году.

Расширилась сеть высших учебных заведений, создавались специализированные проектные институты, такие как «Гипросталь», «Южгипрошахт», «Южгипроруда», «Южгипроцемент», «Укргидропроект», «Укргипроводхоз» и другие, благодаря которым Харьков завоевал авторитет крупного научного центра страны.

Харьков — столица Украинской ССР

навигация


Pin It on Pinterest