Справедливо мнение о том, что Харьков являлся третьим культурным и промышленным центром Советского Союза после Москвы и Ленинграда. Несмотря на переведение столицы в 1934 году в Киев, Харьков смог сберечь это свое значение. Эпоха перемен 1920-х годов была той благотворной средой, которая сохранила и приумножила все прочие достижения города за весь период его развития.

Впрочем, после переезда столицы Харьков остался областным центром созданной в 1932 году Харьковской области.

После перевода столицы в Киев значительно сократились расходы на реконструкцию Харькова и, видимо, этим объясняется незавершенность архитектурного ансамбля площади Свободы, отсутствие на месте сквера Победы Театра массового музыкального действа, потеря иных привилегий столицы.

Однако город продолжал жить, развиваться, и уже в 1935 году харьковчан порадовал красивый памятник Тарасу Шевченко, а юных харьковчан — великолепный Дворец пионеров, открытый в здании бывшего ВУЦИК (до 1917 г. в нем размещалось Дворянское депутатское собрание).

В 1939–1940 годах в Харькове открылись два первых троллейбусных маршрута общей протяженностью 6,6 км, они связывали Южный вокзал, центр города и парк культуры и отдыха им. М. Горького.

Рост населения, территории, наличие большого количества промышленных предприятий привели к необходимости создания административного районирования, призванного упростить управление городским хозяйством, сделать его более эффективным.

Попытки городского районирования отмечались еще в 1917 году, когда впервые появились такие названия районов, как Ивановский, Городской, Петинский, Лысогорский, Основянский. В январе 1919 года было принято решение об образовании трех городских районов: Ивано-Лысогорского, Петинско-Журавлевского и Основянско-Холодногорского. Количество районов до 1925 года не менялось, хотя названия их в 1924 году изменились соответственно на Ленинский, Краснозаводский, Октябрьский. В 1925 году было выделено шесть районов города: Ленинский, Краснозаводский, Октябрьский, Ново-Баварский, Журавлевский, Первомайский. В 1932 году образован Дзержинский район (ранее — Нагорный); в 1935 году Ново-Баварский район переименован в Червонобаварский; в 1936 году образован Орджоникидзевский (изначально Тракторостроительный); в 1937 году — Сталинский и Кагановичский (ранее Первомайский) районы, а в 1938 году — Коминтерновский.

Перед Второй мировой войной в Харькове было 9 административных районов: Дзержинский, Коминтерновский, Краснозаводский, Краснобаварский, Кагановичский, Ленинский, Октябрьский, Орджоникидзевский, Сталинский.




Вторая мировая война прервала мирный труд харьковчан. 24 октября 1941 года началась оккупация нашего города, овладению которым гитлеровцы придавали большое значение, считая его ключом к Москве. Попытка освободить город в мае 1942 года была неудачной и стоила больших жертв.

16 февраля 1943 года советские войска после победоносной Сталинградской битвы «с ходу» освободили город, но, натолкнувшись на хорошо подготовленную гитлеровцами оборону с последующим контрнаступлением в районе р. Северский Донец, вынуждены были уже через месяц, 16 марта 1943 года, временно оставить Харьков. Лишь победа в Курской битве принесла окончательное освобождение — 23 августа 1943 года советские войска под командованием маршала И.С. Конева освободили город Харьков.

Харьковчане сразу принялись за восстановление своего города из руин. Известный писатель Алексей Толстой, приехав в Харьков после его освобождения, записал в своем дневнике следующее: «Выхожу на главную улицу — Сумскую. От края и до края она похожа на развалины гигантской Помпеи… Дальше огромная, прекрасная площадь, где высятся дома промышленности, проектов, гостиницы, универмаги. Все это пустые, выжженные остовы…

Таким был, наверное, Рим, когда в пятом веке через него прокатились орды германских варваров — огромное кладбище».

На момент освобождения в Харькове проживало 20% довоенного населения города.

К сожалению, средств на восстановительные работы выделялось недостаточно, очевидно, поэтому харьковчане стали убирать остатки зданий и разбивать на их месте скверы. Вопрос о восстановлении даже наиболее значимых из разрушенных зданий не стоял. К этому времени относится высказывание горожан: «Харьков — скверный город», — отражающее глубоко ироничное отношение к происходящему. Так бесследно исчезло одно из красивейших зданий, завершающее ансамбль площади Конституции — Дворец пионеров. Вопрос о воссоздании архитектурного ансамбля площади не снят с повестки дня и сегодня. Аналогичная судьба постигла и многие другие, важные с исторической и архитектурной точек зрения здания.

И все же город строился. Взамен разрушенного сооружено новое здание Южного железнодорожного вокзала (1952 г.); в 1954 году Харьков получил новый аэропорт, а в 1958 году — новый автовокзал междугородного сообщения. В 1955 году в здании Госпрома создан телецентр, а в 1957-м в городе открыт планетарий.

В 1950-х годах в составе районов города происходили некоторые изменения: упразднен Червонобаварский район, а Кагановичский и Сталинский районы переименованы соответственно в Киевский (1957 г.) и Московский (1961 г.); в 1973 году создан новый Фрунзенский район, теперь количество районов соответствовало предвоенному — 9.

В 2016 году названия районов города вновь изменились: Дзержинский район стал Шевченковским, Ленинский — Холодногорским, Орджоникидзевский — Индустриальным, Коминтерновский — Слободским, Фрунзенский — Немышлянским, Червонозаводский — Основянским, Октябрьский — Новобаварским; прежнее название сохранили только Московский и Киевский районы.

С 1957 года в жизнь начали воплощаться идеи довоенного Генплана города по созданию крупнейших жилищных массивов в районе Павлового Поля, Селекционной станции и Салтовки — эти массивы создавались именно в такой очередности на незастроенных участках земель внутри города. Тогда впервые был применен тип застройки микрорайонами. К указанным выше жилищным массивам впоследствии добавились Алексеевский и Роганский.

1 ноября 1962 года в Харькове родился миллионный житель.

В 1975 году был сдан в эксплуатацию первый пусковой участок первой очереди Харьковского метрополитена. Население города к этому времени достигло 1351,2 тыс. чел. И проект метрополитена, и само строительство в сжатые, исходя из интересов миллионного города, сроки осуществлены коллективами харьковских предприятий. Было составлено два конкурирующих проекта: один — по типу уже существующих в стране метрополитенов, другой — с заходом в тоннели метрополитена пригородных электропоездов, что было крайне важно для города, рабочая сила которого во многом обеспечивалась за счет пригородов. Не знаю причин отклонения второго варианта, но метрополитен построили по типу уже существующих в стране. Автор рабочего проекта — вновь созданный проектный институт «Харьковмет­ропроект». Первый пусковой участок первой очереди: ст. «Xолодная гора» (в то время «Улица Свердлова») — ст. «Московский проспект» введен в действие в 1975 году; окончание этой очереди до ст. «Пролетарская» (ныне «Индустриальная») реализовано в 1978 году. Холодногорско-Заводская линия метро соединила район Холодной горы через центр города с заводами Индустриального района. Затем была построена вторая ветка, связавшая центр города с Салтовским жилым массивом (1984 г. — первый пусковой участок, 1986 г. — вся линия), а затем началось строительство третьей, ее первый пусковой участок (ст. «Метростроителей» — ст. «Алексеевская») функционирует с 1995 года, части второго — с 2004 и 2010 года, а конечная станция «Победа» введена в эксплуатацию в августе 2016 года.




В декабре 2015 года Европейское общество исследования качества наградило Харьковский метрополитен Бриллиантовой наградой в Платиновой категории — за активное развитие, высокий профессионализм и экономический прогресс.

С 1991 года Харьков — областной центр вступившей на путь независимого развития Украины, город-мегаполис, площадь которого ныне составляет 35,0 тыс. га; протяженность с севера на юг — примерно 17 км, с запада на восток — 24 км.

Своеобразным итогом развития Харькова было празднование в 2004 году 350-летия со дня его основания. Город помолодел, многие красивейшие здания, определяющие лицо города, впервые за десятки лет были отреставрированы.

Свежими красками «заблистала» центральная улица города — Сумская, по-новому выглядит нагорная часть, приятно пройтись и по обновленному саду им. Т.Г. Шевченко. Немало преобразили облик города подготовка и успешное проведение футбольного чемпионата ЕВРО 2012.

Харьков — областной центр Украины

навигация


Pin It on Pinterest