В рамках данного проекта приведены сведения практически обо всех зданиях Харькова, интересных как с точки зрения истории, так и архитектуры (их более 500), а также краткие исторические справки об улицах, площадях, переулках, где эти здания находятся (их более 150). Предметом исследования является историко-культурный ареал города, сложившийся к первой трети ХХ века. Он условно разделен на центральную, северную, западную, восточную и южную части.

Центральная часть — это историческая территория Харьковской крепости (Старый город), именуемая ныне Университетской горкой, площади вокруг бывшей крепости, а также «подгорная» часть — район Подола. Вся эта часть, не исключая и Подол, насыщена архитектурно-историческими памятниками, она и сегодня сохраняет черты ХІХ века.

Северная, восточная и западная части города возникли практичес­ки одновременно с центром — в конце ХVII века, южная — несколько позже, но развивались все они по-разному.
Северная часть города первоначально была ограничена пет­ровскими укреплениями в районе Театральной площади. Ее интенсивная застройка началась только с середины ХІХ века, а к началу ХХ века этот район (сейчас он называется Нагорным) стал престижным. К нему относятся такие улицы, как Сумская, Пушкинская, Гоголя, Мироносицкая, Чернышевская, Алчевских, Рымарская, Клочковская (до Клочковского спуска), Шевченко. Здесь и сосредоточено архитектурное «богатство» северной части города.

Западная часть застраивалась более интенсивно — границы ее застройки к середине ХVIII века, а это нынешние ул. Малиновского и Конева, уже довольно далеко отстоят от центра. Именно на западе города в начале ХІХ века селилась городская знать — дворянство и нарождающееся купечество. К началу ХХ века уже сложились ул. Екатеринославская (ныне часть ул. Полтавский Шлях до подножия Холодной горы), Конторская, Благовещенская, Коцарская, Чеботарская, Большая Панасовская до бывшей Ващенковской левады (ныне — ра­йон Дворца спорта «Локомотив»), пересекающие их улицы, а также Привокзальная площадь. Эта часть города тоже в значительной мере сохранила облик ХІХ века.

Восточная часть города, выросшая вдоль бывшей Московской дороги, довольно быстро достигла нынешних площадей Фейербаха и Героев Небесной Сотни. К середине ХIХ века восточная часть города заканчивалась уже у Конной площади (ныне пл. Защитников Украины). К концу первой трети ХХ века — это район Московской, Старомосковской и Корсиковской улиц (до ул. Энергетической; в наше время они объединены в Московский проспект), ул. Плехановской и Академика Павлова. В этой части «смешались» районы застройки ХІХ века и более поздние здания и сооружения. Именно в восточной части в основном сосредоточена индустриальная мощь города.

Южная часть из-за сложного природного рельефа несколько «запоздала» с развитием по сравнению с остальными направлениями. И к концу ХVIII века ограничивалась нынешней площадью Ирины Бугримовой. Заселяли район отставные солдаты — «москали», ремесленный, а позднее рабочий люд. Этим и объясняется «бедная», в подавляющем большинстве одноэтажная застройка района. При этом нельзя не отметить роль бывшего протока реки Нетечь, тормозившего развитие района. К середине ХХ века в этой части сформировались ул. Змиевская (ныне пр. Гагарина — до ул. Молочной), Воскресенская площадь (пл. Ирины Бугримовой), улица Москалевская и Заиковская (ныне Гольдберговская). Памятники истории и архитектуры в этой части города есть, однако их не очень много.
При подготовке материала учтены последние изменения в топонимике города, относящиеся к 2015–2016 гг.

X

Pin It on Pinterest

X