Дизель зимой

Квартирный переезд КиевКаждое грузовое такси имеет огромные парки автомобилей и микроавтобусов для оказания услуг грузоперевозки. Большинство из них работает на дизельном топливе и первые морозы всегда приносят с собой проблемы. Затрудняется холодный пуск двигателя, мотор работает неустойчиво. Обусловлено это не только особенностями конструкции двигателя, но и изменением физических свойств топлива, масел и других материалов под воздействием отрицательных температур. Рассмотрим влияние этих факторов на пусковые качества на примере дизельных моторов, поскольку именно они первыми «сдаются» при наступлении холодов. Почти всегда это связано с особенностью рабочего процесса дизеля. Для его надежного запуска необходимо наличие в камере сгорания определенных условий: самовоспламенение горючей смеси должно проходить при температуре более 200-210°С. Такая температура достигается в конце такта сжатия только при увеличении давления в цилиндре более 15-30 кг/см2 и температуры воздуха свыше 300-340°С.

Соответствующие условия в камере сгорания дизельных двигателей обеспечиваются при наличии высокой степени сжатия (увеличивающей момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала) и повышенной пусковой частоте вращения. Такую частоту может дать только мощная электро-стартерная система. Поэтому дизели всегда оборудованы стартером с редуктором и аккумуляторной батареей повышенной энергоемкости. В зимних условиях пусковая частота вращения резко снижается. А значит, не создаются необходимые давление и температура в конце такта сжатия, уменьшается давление впрыскивания топлива в камеру сгорания, вызывая ухудшение его распыления и воспламенения. Снижение пусковой частоты вращения происходит по двум причинам. Во-первых, в результате увеличения момента сопротивления прокручиванию вала за счет повышения вязкости моторного масла. Во-вторых, по причине уменьшения мощности стартера из-за падения емкости аккумуляторной батареи.

Снизить момент сопротивления позволяет применение современных качественных моторных масел с низкой вязкостью, которая незначительно увеличивается с уменьшением температуры. А при отсутствии масла с необходимой характеристикой в крайнем случае искусственно уменьшают ее вязкость добавкой бензина или специальных присадок либо подогревом. Всего 5% неэтилированного, низкооктанового бензина позволяют снизить вязкость масла в 2,5 раза. Обычно добавляют 200-250 мл легко испаряемого бензина-растворителя типа Б-70 за 20~30 секунд перед остановкой двигателя. При последующем запуске двигателя бензин испаряется. Однако присутствие бензина в масле вызывает его интенсивное окисление и разрушение присадок, что снижает противонагарные, противоизносные и противозадирные свойства. Все это приводит к быстрому износу двигателя, поэтому добавлять бензин следует только при крайней необходимости. Лучше использовать подогрев масла непосредственно или через систему охлаждения с малой интенсивностью нагрева, чтобы не вызвать местный перегрев, приводящий к термическому разрушению присадок и быстрому их старению.

Автор: Дмитрий Юхно