Оптимизация бизнес-процессов: реинжиниринг процесса

Многие организации сегодня стремятся пройти сертификацию по ИСО 9001, чтобы получить весомые преимущества в бизнесе. Однако сам по себе сертификат ИСО, даже если система менеджмента качества Вашей компании будет полностью соответствовать всем требованиям стандартов, не сделает работу организации лучше, если все сотрудники во главе с руководством не будет стремиться к постоянному улучшению бизнес-процессов.

На сегодняшний день выделяется 4 основных подхода к их совершенствованию: FAST-подход, бенчмаркинг, перепроектирование и реинжиниринг. Более подробно о каждом из них вы сможете прочитать в соответствующей литературе, а в данной статье мы рассмотрим последний подход.

Реинжиниринг является наиболее радикальным подходом к улучшению бизнес-процессов из всех четырех. В литературе вы также можете встретить такие названия этого подхода, как инновация процесса или разработка нового процесса. Последнее название обосновано тем, что подход этот аналогичен тому, который используется командой при разработке нового процесса. Он полностью игнорирует как существующий процесс, так и структуру организации, и поэтому обеспечивает свежий взгляд на цели процесса, позволяет начать работу «с чистого листа».

Пользу этот подход может принести в тех случаях, когда бизнес-процесс устарел настолько, что даже не стоит пытаться воздействовать на него другими методами. Как правило, применяют его для 5-20% основных процессов в организации. Если вам кажется, что таких больше, это может служить сигналом тревоги, т.к., как правило, в этом случае проблема связана уже с самой системой управления в организации, и именно ее необходимо решать в первую очередь.

Реинжиниринг включает в себя 4 основных задачи:

Анализ общей картины. Команда по улучшению процесса должна понять, в каком направлении в настоящий момент движется организация, и сформулировать представление о том, как должен функционировать оптимальный, по их мнению, процесс.

Теория единиц. В рамках этой задачи команда по улучшению должна определить все необходимые действия в рамках процесса и элементы, которые необходимо оптимизировать. Затем после каждого внесенного улучшения процесс сравнивается с идеальной моделью. Делать это необходимо до тех пор, пока оптимизированный процесс не совпадет с идеальным представлением о нем.

Имитация процесса. На этом этапе строится имитационная модель и проверяется, как она будет функционировать. Если выявлены отклонения, команда возвращается на 2 этап, если модель функционирует оптимально – движется дальше.

Моделирование концепции. На этом этапе теоретическая модель реализуется физически.

Реинжиниринг – наиболее дорогостоящий подход к улучшению бизнес-процессов, который может повлечь за собой коренные изменения вплоть до полной организационной перестройки, поэтому применять его надо с осторожностью. Однако именно этот подход позволяет получить максимальные улучшения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники