Слава героям труда или еще раз о перспективах молодых педагогов

Начался новый учебный год. До работы в учебных заведениях приступили учителя и преподаватели. Из публикаций в печатной и электронной прессе и теле — и радиосюжетов звучат оптимистические заявления о поступательный ход отечественной системы образования к европейским стандартам.

Необходимо, однако, напомнить, что образование — это не только красивые лозунги и программы, это и соответствующий кадровый потенциал. Отдавая дань уважения нашим дорогим учителям хочу обратить внимание на одну из ключевых проблем украинского образования — большое количество педагогов пенсионного возраста.

Эта тенденция, которая стала очевидной уже в начале XXI века, к сожалению, так и остается обделена вниманием нашей власти. И это касается не только среднего, но и высшего образования. Государственную защиту учителей-пенсионеров ведет к медленной консервации образования, сдерживания ее продвижение к европейским стандартам. И когда руководители нашей образовательной отрасли говорят «Каждый пятый учитель — пенсионер», то необходимо не только вспоминать этот факт, но и делать соответствующие шаги в кадровой политике. На сайтах наших ВУЗОВ постоянно упоминаются юбилейные даты известных профессоров и академиков, которые еще и до сих пор активно работают, сохраняя за собой соответствующие рабочие места.

А сколько еще «доцентов», кандидатов, докторов и просто «старших преподавателей» пенсионного и предпенсионного возраста, которые продолжают учить молодежь, как надо жить и работать. И при этом образовательная система продолжает выпускать молодых педагогов (только в этом году — более 17000 общего в государственном измерении). А сколько молодых специалистов с высшим образованием и даже с научными степенями не имеют соответствующей работы? В ответ на свои запросы о работе они получают в лучшем случае корректные отговорки (вроде «нет рабочих мест», «надо немного подождать», «вы молоды, у вас все еще впереди»), в худшем — предложение «дать на лапу».

Чтобы не быть субъективными необходимо рассмотреть позиции обеих заинтересованных сторон — как ветеранов, так и начинающих образовательной сферы, пишет сайт orlada.com.

Мотивация учителей-пенсионеров: 1. маленькая пенсия, на которую невозможно выжить; 2. недостаток внимания к собственной личности; 3. стремление сохранить рабочее место (для себя, или же для родных или знакомых «наследников»).

Мотивация молодых учителей: 1. стремление получить первое рабочее место; 2. стремление к профессиональной самореализации; 3. желание получать достойную для жизни зарплату. В наших СМИ, анализируя этот вопрос, используют стандартное утверждение «молодые педагоги не хотят идти работать в школы, поскольку их не устраивают условия труда, в том числе низкие зарплаты, уровня 1500 грн.».

А кто спрашивал нашу молодежь о том, чего она на самом деле хочет? Не центры занятости и отдела содействия трудоустройству при ВУЗЕ? Уже давно в нашей стране стало нормой, когда студентов-государственников заставляют оформлять фиктивные справки о трудоустройстве, иначе не получат дипломы о высшем образовании. Центры занятости также занимаются подобной фиктивной деятельностью, направляя молодых педагогов на общественные работы и другие виды общественно полезного труда. «Молодежь хочет хорошей жизни, меньше работать и больше зарабатывать» — такова официальная оценка анализируемой ситуации. Молодые постоянно противопоставляются уже «опытные и авторитетные» пенсионеры, которые и работают с большим энтузиазмом, и пользы из которых больше. Хочу возразить. Наша молодежь не только хочет, но и умеет работать.

И не важно, какая зарплата, главное — получить первое рабочее место. Но государство гарантирует молодежи первое рабочее место? На бумаге — да, на практике — нет. «Создать надлежащие условия для воспитания, обучения, оздоровления, развития творческих способностей детей» — такова основная цель Национальной стратегии развития образования. Но можно ли реализовать такое благородное дело, делая ставку на старые кадры. Хотим в Европу, а ориентируемся на советское наследство, не берем во внимание нашу креативную, благосклонного к евроинтеграции молодежь. Но нас учили, что «молодым везде у нас дорога, старшим везде у нас почет». Неужели это только хорошее выражение, за которым нет ни одной положительной практики?

Надо бы нашим государственным мужам взять это внимания. Однако они этого не делают, поскольку среди них тоже есть много «опытных и авторитетных» людей пенсионного и предпенсионного возраста, которым так хочется еще поработать и реализоваться, а подать объявления о работе можно на сайте orlada.com. Какое будущее имеет Украина с такой кадровой политикой?

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники