Зигзаг эволюции автомобильных покрышек

Зигзаг эволюции автомобильных покрышек

Интересный исторический зигзаг проделала технология изготовления резиновых автомобильных покрышек. Самые первые попытки смягчить ход колеса повозки относятся к восемнадцатому веку, когда были созданы первые каучуковые бандажи для колёс. Они были сложны в производстве, легко разрушались и были доступны только избранным. Хотя сам принцип амортизации при помощи смягчения самого колеса был очень правильным. Большие колебания уже умели гасить при помощь рессор, а вот мелкая вибрация от брусчатки или небольших камней передавались на кузов практически без демпфировния.

покрышкиОбязательной нормой стали резиновые обода для самодвижущихся повозок — первых паровых машин. Дело в том, что традиционное колесо с деревянным или металлическим ободом попросту не было способно эффективно передавать крутящий момент от парового движителя и эффективно тормозить.

Следующий виток эволюции — изобретение пневматических шин. Изобрёл их отнюдь не механик и не инженер, а рядовой врач Джон Бойд Данлоп в 1887 году. Он увидел, что когда его сын на велосипеде в саду переезжает поливочный шланг из резины, тот сильно деформируется. Ему пришла в голову идея обмотать отрезок такого шланга вокруг колеса велосипеда и присоединить к нему клапан для подкачки воздухом.

Получившееся пневматическое колесо трудно было назвать надёжным и долговечным. Кроме того, его приходилось накачивать очень сильно из-за его малой жёсткости, что было чревато взрывом. Тем не менее, изобретателю удалось благодаря нескольким патентам на изобретения собрать стартовый капитал и основать фирму по изготовлению автомобильных шин, эта фирма здравствует и поныне — почти в любом магазине автозапчастей вы сможете приобрести шины Dunlop.

Немного времени спустя другой изобретатель — Чайлд Кингсти Уэлтч — предложил разделить камеру и протектор. Эта та самая схема, которая на сегодняшний день применяется в подавляющем большинстве велосипедных колёс.

Колёса же автомобильные с тех пор успели вернуться к бескамерному исполнению — благо добиться этого позволило развитие технологии производства. Сегодня боковины покрышки делают достаточно жёсткими, что и позволяет избежать установки отдельной камеры. Кроме того, ремонт современной покрышки также хорошо отработан и поставлен на поток — проколы и боковые порезы уже давно не являются для покрышки “смертельным диагнозом”.

Самые же смелые современные изобретатели предлагают вновь отказаться от пневматических шин. Конечно, в качестве альтернативы предлагается сегодня уже не деревянное спицевое колесо, а деформирующийся обод из специального сорта резины, выполненный по сотовому принципу. Новое колесо проминается на неровностях, но всегда “помнит” свою форму. ПРи этом оно вообще не чувствительно к проколам или порезам.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники